митрополит Антоний Сурожский

Апостол Андрей

13 декабря 1981 г.
Тема: Святые и святость   Место: Лондонский приход   Период: 1981-1985   Жанр: Проповедь

Cегодня мы празднуем память апостола Андрея, которого в Православной Церкви называют «Первозванным». В Евангелии мы впервые встречаем его на берегу Иордана -реки учеником Иоанна Крестителя вместе с тем, кто позже станет Иоанном Богословом, Евангелистом Иоанном. Вместе с ним и множеством народа он слышал, как Иоанн, его учитель и наставник в жизни покаяния, назвал Иисуса, подходившего к ним, Агнцем Божиим, берущим на себя грех мира, провозгласив, что Он — Тот, ради которого сам Иоанн пришел на берега Иордана проповедовать покаяние, обращать сердца людей к их Богу, призывать их к новой жизни и верности.

И услышав, что Иисус есть исполнение этого ожидания, этой тоски, Андрей вместе с Иоанном оставляет своего наставника, своего учителя, того, кто обратил его сердце к Богу, дал новизну жизни, он отворачивается от него и оставляет его, чтобы последовать за Иисусом, ибо для того его учитель и пришел в мир, для того, чтобы указать на грядущего Христа, а затем сходить на нет, чтобы Христу расти в глазах людей, в жизни людей, а ему отойти в забвение, ибо он был только Предтечей.

Поступить так, как поступил Андрей, свидетельствует, что он был последователем своего учителя;  и сколькому каждый из нас, все мы, могли бы научиться от него в величии этого его поступка: потому что нелегко, найдя того, кто раскроет перед вами все, что драгоценно в жизни, что значительно в глазах Божиих, кто наставит вас на путь покаяния и новой жизни, а после,  обнаружив, что он был ничем, кроме как провозвестником, ничем, кроме как тем, кто готовит путь Господу, и оставить его, чтобы он возглашал свою весть другим, а самому последовать за Господом, ради Которого тот проповедовал, учил и пришел к людям.

И Иоанн и Андрей оставляют его и следуют за Христом, Который постепенно удаляется с берегов Иордана куда-то, куда они не знают; и Иисус останавливается и оборачивается к ним, потому что они идут за Ним, не отстают от Него — услышав слова Крестителя, они уже не хотят упустить Его. И Иисус останавливается и спрашивает их: «Что вы от Меня хотите?.. И их ответ: «Мы хотим знать, где Ты обитаешь»… Как будто простая фраза … И Иисус берет их с Собой, и они проводят с Ним день — но что при этом они обнаруживают? Только ли хижину или лачугу, где Христос остановился на несколько дней? Один из духовных писателей нашего века говорит: Нет, они обнаруживают две вещи. Они обнаруживают, что Помазанник Божий, Христос, Воплощенный Сын Божий действительно живет в лачуге; Тот, Чье присутствие наполняет Небеса, и небеса не могут вместить Его, может жить в убогой хижине. Но в то же время, слушая Его слово, глядя в Ему в глаза, они открывают, что перед ними Тот, Чье жительство на Небе, и что они находятся в присутствии Живого Бога, ставшего человеком для того, чтобы спасти, обновить, искупить их, чтобы жить и умереть их ради.

И с того мгновения они становятся Его учениками, они никогда не отойдут от Него, они остаются с Ним. И история их жизни переплетается с историей других учеников — Петра, которого Андрей приводит к Иисусу, которому он открывает Того, которого он сам уже нашел; Иоанн приводит своего брата, затем Филипп и Нафанаил и все остальные.

И мы встречаем Андрея в Евангелии еще раз, когда перед Распятием, во исполнение древних пророчеств язычники приходят к Иисусу; язычники обращаются к Филиппу и Андрею, потому что они узнали в них галилеян — жителей области, которая частично была языческой, узнали в них людей, которые понимают их язык и понимают их безысходную тоску, ибо Андрей жил в их среде, знает, как они нищи, как тоскует их сердце о исполнении от Бога. И он приводит их ко Христу. Они первые открыли язычникам дверь к Господу. Они подготовили путь, которым позже столь славно и столь победоносно пройдет Павел.

И затем, после Распятия, он делит с остальными апостолами всю тоску, весь ужас смерти Христовой и возвращается к жизни, не прежней, земной, которая была его жизнью, но жизни вечной, в Воскресении его Учителя, его Спасителя, его Господа и Бога.

И когда апостолы рассеялись, чтобы принести благовестие всему миру, он тоже идет проповедовать, и рассказ его жизни говорит о его хождении на Восток, и на Север, и нам рассказывается, что крайней точкой его (хождения) была проповедь на киевских холмах, в языческой Руси. И затем он возвращается назад, чтобы умереть мученической смертью, и он умирает мужественно распятый, как и его Учитель.

Сколь многому мы можем научиться от жизни этого человека, простого  человека из Галилеи, который умел услышать благовестие и следовать ему, сначала за тем, кто уготовил путь Господу, а затем имел величие души, верность тому, чему его научили, чтобы отпустить ту руку, которая привела его ко вратам вечности, и последовать за Тем, Кто Сам был Вечностью, жизнью, Богом, пришедшим в мир, и кто через всю жизнь остался верным и был поистине готов заплатить цену за свою верность, так, чтобы и мы могли жить, чтобы мы могли получить и принять Его учение, чтобы  мы могли также,    через него, найти нашего Господа и последовать за нашим единственным Богом, нашим единственным Спасителем. Аминь.

пер. с англ. Т. Майданович

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: