митрополит Антоний Сурожский

Благовещение

7 апреля 1980 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

В былое время у нас на Руси говорили: «На Благовещение и птица гнезда не вьет…» Это праздник, от которого дух захватывает. В этот день перед Девой Марией предстал Архангел Гавриил и объя­вил Ей о том, что от Нее родится Сын, Который будет Ее сыном по человечеству — и Сыном Божиим, что имя Ему — не собственное имя, а обозначить Его можно еврейским именем «Эммануил», что значит «Бог среди нас», «С нами Бог»; а имя, которое Ему будет по чело­вечеству дано, — Иисус, что по-еврейски значит «Бог спасает». В этот день Бог стал человеком: был зачат и вошел в историю мира.

Это день, когда действительно трепетно думаешь и о Боге, и о самом человеке. Как же велик человек, что он может соединиться с Божеством, не перестав быть человеком! Как велика была Матерь Божия, что Она стала сосудом воплощения! Есть православ­ная русская икона, которая называется «Купина Неопалимая»; она напоминает нам о том, как пророк Моисей в пустыне увидел куст, купину, который горел и не сгорал. И вот этот образ православ­ное сознание соединило с Божией Матерью. Она вся как бы в пламе­ни Воплощения Самого Бога — и не сгорает: Ее человеческое спо­собно нести всё Божество в Себе…

И о Боге сколько нам открывается в этом празднике: Бог, Который нам кажется непостижимым, далеким иногда, вдруг дела­ется человеком доступным, близким, родным, беззащитным, отдаю­щимся нам. Это Бог, Который нас так любит, что ни перед чем не останавливается для того, чтобы спасти нас.

Разве это не праздник, в который мы можем с трепетом созерцать и величие человечества, и бесконечную, смиренную, себя отдающую любовь Божию! И вот перед видением этого чуда празднует всякая тварь, благоговеет, поклоняется Богу и поет Бо­жией Матери, прославляя Ее чистоту, Ее веру, явление через Нее и в Ней того, что такое подлинный, истинный человек. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет