митрополит Антоний Сурожский

Богатый юноша

14 декабря 1969 г.

Прочитанный сегодня отрывок из Евангелия приобретает осо­бенную ясность и выпуклость, если вспомнить, что разговор между юношей или законником, запрашивающем о вечной жизни, последовал сразу же после того, как Христос сказал, кто имен­но войдет в Царство Небесное, кто унаследует вечную жизнь. Только что подходили к Христу дети, толпясь вокруг Него, и ученики их отгоняли, и Христос, обращаясь к ним, сказал: «Не мешайте таким подходить ко Мне, потому что таковых есть Цар­ство Небесное; если не станете, как дети, не войдете в него». И тут же кто-то возвысил голос и спросил: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Казалось бы, всё сказано Христом, и вот в этом-то грех первый этого человека. Только что он слышал ответ, но уже он ищет повода, случая или спосо­ба обойти ту заповедь, которая только что была дана Христом. Не так ли и мы поступаем постоянно? Мы слышим, но тут же спра­шиваем в надежде, что нам будет сказано что-нибудь другое, бо­лее подходящее к нашему желанию. А слова Христовы, сказанные ученикам, действительно являются как бы отрицанием всего то­го разговора, который у Него был с вопрошающими Его. Вопроша­ющий хочет узнать, как войти в вечную жизнь; Христос еще раз, лишний раз отсылает его к Ветхому Завету: «Выполни заветы». «Всё я исполнил, — говорит юноша, — всё исполнил, во всем перед Богом прав, во всем прав перед людьми». Ни в чем его не задирает совесть. О чем же он тогда спрашивает? Он спраши­вает, потому что совесть-то его знает, что он оправдывается только законом, но что за законом стоит гораздо более глубо­кая правда, чем простое исполнение его. Надо войти в его дух, а дух закона — любовь, которая расцветает в Евангелии. И еще Христос ему говорит: «Если ты всё это исполнил, тебе одного недостаёт; отдай всё свое богатство и иди за Мной». Этот юно­ша, этот человек богат материально, но еще более богат он соз­нанием своей добродетели. Он исполнил всё, что нужно перед Бо­гом, выполнил всё, что его оправдывает перед людьми и делает достойным уважения и чести; он богат. И вот если он от этого богатства не отойдет, не войдет он в Царство Небесное. И тут встает образ этих детей, о которых только что говорилось. Ка­кая разница между этими детьми и вопрошающим человеком? А разница в том, что ребенок не ссылается на свое богатство, не кичится своей добродетелью, не знает, что он имеет право и заслуживает Царство Божие. Ребенок беспомощен, ребенок бес­силен, он ни на что не рассчитывает по своему крайнему бесси­лию и беззащитности своей кроме как на милость, на любовь, на жалость и на ласку. Да, таково есть Царство Божие, потому что Царство Божие — это царство взаимной любви. Те, которые ни на что не могут рассчитывать кроме любви, перед тем открывается действительно Божие Царство. Но те, которые думают войти в не­го по каким-то правам, тем оно закрыто, потому что это не цар­ство прав, не царство закона, а Царство даром: милости, даруе­мой по любви. Да, богатому не войти в Царство Божие; тот, кто думает, что он с собой несет свое оправдание и свои права, для того нет пути в него. Но тот, кто придет, зная, что он ничего не заслужил, что он ни на что не имеет права, и будет встречен любовью, верит в любовь, рассчитывает на нее как на единствен­ное свое спасение, тот уже опытом своим в Царствии Божием. Вот этому нам надо научиться: забыть про права, забыть про бо­гатство, обнищать духом до конца, чтобы быть до конца беспомо­щными, до конца беззащитными, до конца зависимыми от любви, ко­торую мы даем и получаем, и тогда Царство Божие действительно вселится в наши души и распространится вокруг нас. Аминь.

Опубликовано: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Клин: Хрисианская жизнь, 2004.

Соборный листок №  34, январь 1973.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет