Митрополит Антоний Сурожский

Что составляет христианина

17 октября 1965 г.
Тема: Духовная жизнь, Церковь   Место: Лондонский приход   Период: 1961-1965   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Из сегодняшнего Евангельского чтения с какой силой и ясностью выступает то, что составляет христианина, что ха­рактеризует его и что чуждо ему.

Христианин, это человек, который от Бога научился лю­бить так, как на земле никто любить не может. Христос нам говорит, что если вы будете любить тех, кто вас любит — чем вы отличны от других? Если вы будете давать тем, от которых вы ожидаете чтобы-то ни было в ответ, — чем вы отличаетесь от язычников? Любите врагов ваших, благотвори­те тем, кто вас ненавидит, давайте, не ожидая ничего взамен, и тогда вы будете подобны вашему небесному Отцу, Который даёт и неблагодарным и злым.

Христианин отличается от других не богослужением, не тем, как он внешне молится, не какой бы то ни было внешней формой, а внутренним содержанием, богоподобностью своей любви — и вне этого нет христианина. Св. Ефрем Сирин говорит: Не заключай своей молитвы в одни слова, путь вся твоя жизнь, всякое твое действие будет богослужением, т.е. прославлением Бога и служением Богу. Прославлением Бога — Евангелие тоже об этом говорит: пусть люди видят дела ваши и прославят Отца вашего, Который на небесах; и служением Богу, который стал человеком, служением посильной, непобе­димой, ни с чем не сравнимой любовью к людям, для того, чтобы принести в холодный, потемневший, чужой Богу мир вновь любовь непостижимую, ту любовь, которую человек сам в себе не находит, но которой он может уподобиться и приобщиться. Примем эти слова Христовы к сердцу; не благочестие делает христианина, а любовь; не те или иные поступки делают хри­стианина, а любовь, но любовь особенная, любовь, подоб­ная Божьей, любовь, которая готова идти на любые жертвы и себя и своего, для того, чтобы другому стало светло и чтобы жизнь вошла в его жизнь. Если будем так жить, то мы найдем и путь к молитве и путь к поклонению Богу, потому что Он будет родной, потому что беседа с Ним будет естественная, потому что мы будем едины духом с Тем, Кто есть Дух живо­творящий, ибо Сам Господь — Дух Святой в наших сердцах будет воздыханиями неизреченными возносить молитвы наши к Богу, и сделает нас детьми Божиими в том смысле, который нам позволит Его, Господа, назвать Отцом, став живыми членами Тела Христова. Без этого — врозь, порознь — мы не христиане, без этого наша община — не христианская об­щина, а мы призваны быть Христовыми, друг друга принимать, как нас принял Христос, а на земле быть перед всеми явле­нием того, что может сделать Бог с людьми, которые Ему по­верят, и которые отдадутся в Его руки, чтобы Он из них сде­лал общество, подобное таинственному троическому обществу — Богу Единому во Святой Троице. Аминь.

Опубликовано: Доброе слово. [Кемерово]. 1991. № 1. Июль. С. 23.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет