митрополит Антоний Сурожский

День прп. Сергия Радонежского

18 июля 1966 г.
Тема: Духовная жизнь   Место: Лондонский приход   Период: 1966-1970   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении и послании ап. Павла есть некоторые черты, которые мне хотелось бы подчеркнуть. Пер­вое впечатление, которое я получил, читая сегодняшнее Евангелие — это какое-то чувство, что сжимается сердце, когда видишь, что было тогда и что происходит теперь.

Тогда слово жизни, евангельское слово было совершенно но­во, не потеряло своей свежести, было действительно словом живым. И ко Христу, говорящему это слово, приходили лю­ди, истомившиеся душой, действительно голодные, действи­тельно жаждущие — и насыщались. На берегу озера была такая давка, такая толкотня, столько народу, что для того, чтобы быть в состоянии говорить, Христу пришлось отплыть от берега.

Часто — как часто! — мы говорим и слышим и дивимся, что в России несметные толпы народа стремятся в храм, идут слушать животворящее слово Самого Бога. Мы этому дивимся, мы этих лю­дей хвалим, а как мало из нас собираются слушать это сло­во, и как пуст наш храм. Престольный праздник святого Сер­гия — а какая была пустыня в храме, который посвящен его имени, несмотря на то, что святого Сергия мы восхваляем, дивимся его подвигу, возносим ему молитвы…

Что случилось? Неужели прав св. Андрей Критский, когда в своем каноне он говорит: Пророки потеряли силу, Евангелие не имеет больше над нами власти? Неужели слова Священного Писания остыли, неужели они потеряли свою остроту, неужели они вас не обновляют и не творят в нас жизнь? Почему, в чем дело?

И вот, мне кажется, что не без связи сегодняшнее евангельское чтение и апостольское послание. Когда мы взираем на прошлое Церкви, то видим общину людей, которых коснулось животворное Божие слово, которые возгорелись духом, которые поняли, что кро­ме любви, кроме этого чуда Божьего Царства ничего нет стоящего на земле, и потрясенные этой радостью, вошедшей в их жизнь, ус­тремились в весь мир, чтобы поделиться этой радостью, чтобы ни­кто не остался вне этой радости: сегодняшнее послание говорит о том, как надо давать. Тот, говорит ап. Павел, который сеет скуд­но, и пожнет скудно, потому что Бог любит того, кто не от при­нуждения, не по необходимости, а от сердца даёт радость.

Не в этом ли тайна нашего внутреннего оскудения? Почему слова Писа­ния нам кажутся вечно теми же, а не вечно новыми? Мы их получа­ем, мы на них радуемся, и остаёмся без плода — получив радость, мы не стремимся разделить радость, мы сеем скудно любовь, мило­сердие, радость, новую жизнь евангельскую, и потому они и в нас самих такие скудные. Нам надо опомниться, потому что Христос сказал: «Не сужу вас, придет время, когда вас будет судить бла­гая весть, которую Я принес, слово жизни, которое вы превратили в слово красоты» — мертвое слово, которое мы храним, которым мы любуемся, тогда как должны были сеять это слово вширь и вглубь. Придет время, когда мы дадим ответ о том, что мы получили слово жизни, слово о любви — и слово это осталось мертвым и не поро­дило плодов. Доброхотного дателя любит Бог: того, кто по добро­му хотению, не по нужде, не по принуждению дает, а от полноты сердца, и только если мы начнем давать, давать все, что у нас есть, земное и небесное, которое нам даёт Бог, станут животвор­ными слова евангельские, которые мы читали. Поэтому, для того, чтобы слово Божие стало жизнью, нам надо его воплотить в жизнь, иначе оно останется мертвым. Дай нам Господь мудрость и сме­лость и готовность услышать это слово Божие о том, чтобы давать, давать без оглядки, без меры, давать всю полноту свою, не своего, а Божьего богатства, которое нам так щедро даётся, и тогда мы увидим, что действительно богатство это не оскудевает. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет