митрополит Антоний Сурожский

День свт. Николая

Церковь свт. Николая в Кузнецах
19 декабря 1973 г.
Тема: Святые и святость, Призвание человека   Место: СССР   Период: 1971-1975   Жанр: Проповедь

Поздравляю вас с праздником!

Когда мы празднуем день такого святого, как Николай Чудотворец, которого не только русское сердце, но Вселенское Православие восприняло как один из самих совершенных образов священства, де­лается особенно трепетно и служить Божественную Литургию и пред­стоять ей; потому что прежде чем он стал сотаинником апостолов, святитель Николай был подлинным, истинным мирянином. Сам Господь открыл, что именно его надо было поставить священником, за чистоту его жизни, за подвиг его любви, за его любовь к богослу­жению и храму, за чистоту его веры, за его кротость и смирение…

И это было в нем не словом, а было плотью; в его тропаре мы поем, что он был «правило веры», «образ кротости», учитель воз­держания, и что все это его пастве явилось самим делом, сиянием его жизни — не только словесной проповедью. И таким он был еще мирянином. И таким подвигом, такой любовью, такой чистотой, такой кротостью он стяжал себе высшее призвание Церкви — быть по­ставленным архиереем, епископом своего града; быть перед глазами верующего народа — который уже сам является телом Христовым, ме­стом пребывания Святого Духа, святым божественным уделом, среди православного народа стоять как живая икона; чтобы можно было, взирая на него, в его глазах видеть свет Христовой любви, в его действиях — видеть, воочию пережить Христово божественное милосердие.

Мы все призваны следовать одним и тем же путем; нет двух путей для человека; есть путь святости и путь отречения от своего христианского призвания. Не все достигают той высоты свя­тости, которая нам явлена во святых; но все мы призваны быть настолько чистыми своим сердцем, своим помышлением, своей жизнью, своей плотью, чтобы можно было нам быть телом, как бы воплощенным присутствием в мире, из столетия в столетие, из тысячелетия в ты­сячелетие, присутствием Самого Христа.

Мы призваны к тому, чтобы быть так совершенно, так полно от­данными Богу, чтобы как бы стать — каждый из нас — храмом, где жи­вет и действует, и в нас и через нас Святой Дух.

Мы призваны быть дочерьми и сынами нашего Небесного Отца, но не иносказательно только, не потому только, что Он с нами об­ращается как отец, обращается с детьми; а потому что во Христе и силой Святого Духа мы призваны подлинно стать Его детьми, подобными Христу, приобщившись Его сыновству, получив духа сыновства, Духа Божия, так, чтобы наша жизнь была сокрыта со Христом в Боге.

Этого мы не можем достигнуть без труда. Отцы Церкви нам го­ворят: пролей кровь и получишь Дух… Мы не можем про­сить Бога о том, чтобы Он вселился в нас, когда мы не трудим­ся над тем, чтобы приготовить Ему святой, очищенный, богопосвященный храм… Мы не можем Его звать в глубину нашего греха вновь и вновь, если мы не имеем твердого, пламенного намерения, когда Он к нам снизойдет, когда Он нас взыщет, как заблудшую овцу, и захочет понести обратно в отчий дом, если мы не готовы быть взя­тыми и унесенными навсегда в Его божественных объятиях.

Быть христианином — это быть подвижником, быть христиани­ном — это бороться за то, чтобы преодолеть в себе все, что является смертью, грехом, неправдой, нечистотой; одним словом преодолеть, победить все то, ради чего Христос был распят, убит на Кресте; грех человеческий Его убил — мой, и ваш, и наш общий; и если мы не избываем и не изживаем греха, то мы приобщаемся либо тем, которые небрежением, холодностью, безразличием, легкомыслием дали Христа на распятие, либо тем, которые злобно Его хотели унич­тожить с лица земли, потому что Его облик, Его проповедь, Его лич­ность была их осуждением.

Быть христианином, это быть подвижником; и, однако, самим нам спастись невозможно; потому что наше призвание настолько вы­сокое, настолько великое, что человек своими силами не мо­жет осуществить этого; я уже сказал, что мы призваны быть как бы привитыми к человечеству Христа, как веточка прививается к жи­вотворному древу с тем, чтобы жизнь Христова била ключом в нас, чтобы мы были Его телом, чтобы мы были Его присутствием, чтобы наше слово было Его словом, наша любовь — Его любовью, и наше действие — Его действием.

Я сказал, что мы должны стать храмом Святого Духа, но больше, чем вещественный храм: вещественный храм содержит в себе присут­ствие Божие, но не пронизывается им; а человек призван так соеди­ниться с Богом, как по образу св. Максима Исповедника, огонь про­низывает, проникает железо, делается с ним одно, так, что можно, как говорит он, резать огнем и жечь железом, потому что больше нельзя различить — где горение и где горючее, где человек и где Бог.

Этого мы не можем достичь; мы не можем стать сынами и дочерьми Божиими, только потому, что мы сами этого хотим или об этом просим и молим; мы должны быть приняты Отцом, усынов­лены, стать, по любви Божией ко Христу тем, чем Христос является для Отца: сынами, дочерьми… Как же нам этого достичь? Евангелие нам на это дает ответ: Петр спрашивает: Кто же может спастись? И Христос отвечает: Невозможное человеку возможно Богу…

Подвигом мы можем открыть свое сердце; охранить от нечистоты свой ум и душу; мы можем направить свои действия так, чтобы они были достойны нашего призвания и нашего Бога; мы можем плоть нашу сохранить чистой для приобщения Тела и Крова Христовых, мы можем открыться Богу и сказать: Приди, и вселися в ны… И знать, что если мы искренним сердцем этого просим, этого хотим, то Бог, Который хочет нам спасения больше, чем мы умеем сами себе его хо­теть, нам даст. Он же Сам в Евангелии нам говорит: Если вы злые, как вы есть, умеете добрые подарки давать своим детям, кольми паче, т.е. насколько больше Отец ваш небесный Духа Святого даст просящим у Него…

И поэтому будем всей силой нашей человеческой немощи, всем горением нашего тусклого духа, всей надеждой нашего сердца, тоскующего по полноте, всей нашей верой, которая вопиет к Богу: Господи, верую, однако — помоги моему неверию!; всем голо­дом, всей жаждой нашей души и тела просить Бога о том, чтобы Он пришел, но вместе с этим всеми силами нашей души, всеми силами нашего тела приготовлять Ему храм, достой­ный Его прихода; очищенный, посвященный Ему, охраненный от всякой неправды, злобы и нечистоты. И тогда — придет Господь; и совершит, как Он обещал нам, со Отцом и Духом Тайную Вечерню в на­ших сердцах, в нашей жизни, в нашем храме, в нашем обществе, во­царится Господь во век, Бог наш, в род и род. Аминь.

Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет