Митрополит Антоний Сурожский

Десять прокаженных

17 декабря 1989 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Десять прокаженных пришли ко Христу. Десять человек, которые по закону Ветхого Завета считались нечистыми, и, поэтому ритуально извергались из человеческой общины, не имели права участвовать в общей молитве в Храме, не имели права приближаться к селениям. И были они тоже нечистыми просто в глазах людей, потому что их болезнь могла передаться другим: другие могли стать нечистыми, другие могли заболеть смертельно.

Они пришли ко Христу, и стали поодаль, зная, что не имеют права приблизиться, прикоснуться к Нему, как это сделала кровоточивая женщина – и этим исцелилась. Стоя поодаль, они взывали о милости, и Господь их исцелил. Он послал их к священникам для ритуального свидетельства об очищении; девять ушли и никогда не вернулись; один же, обнаружив на пути, что он выздоровел, всё бросил, обо всём забыл кроме своей благодарности к Тому, Который его исцелил, сделал целым. Он вернулся и припал к Господу в благодарности. И Евангелие говорит нам, что это был самарянин, то есть человек, который не принадлежал к еврейской общине, человек, у которого не было прав избранного Израильского народа, человек, который был не только чужаком, но и отверженцем.

Почему же, каким образом – и Христос Сам ставит этот вопрос – девять человек никогда и не подумали вернуться? Потому что они чувствовали, что, очистившись, они теперь возвращены в цельность, в избранничество Израиля, и больше им ничего не нужно было, они получили, что хотели. А самарянин знал, что он чист, здоров и цел без всякого права на такую любовь Божию, на такую заботу Христову.

И вот, не будет ли правильным сказать, что благодарность ключом бьёт, искрометным сиянием вырывается из нашего сердца с тем большей силой, когда то, что мы получаем – незаслуженно, когда это – чудо Божественной и человеческой любви? Если мы думаем, что мы что-то заслужили, и это получаем, мы получаемое принимаем как долг. Так случилось с девятью израильтянами, а самарянин знал, что не имеет права на милость Божию, не имеет права на это чудо исцеления, и благодарность хлынула через край его сердца.

Не относится ли этот рассказ каким-то образом и к нам? Да, относится, и так печально относится, потому что, если посмотреть, мы все как будто думаем – нет, действительно и положительно считаем, что у нас есть право: право на человеческую заботу, право на человеческую любовь, право на всё, что земля и человеческие отношения могут дать, в конечном итоге – право на Божию заботу, на Божию любовь к нам. И поэтому, получив дар, мы поверхностно благодарны, мы небрежно или даже добросовестно говорим «спасибо», но такая благодарность не преображает нашего взаимоотношения ни с Богом, ни с теми, кто нам оказал милость. Мы приняли должное, и мы благодарны тем, кто помог нам получить то, что и так, «естественно» принадлежит нам по праву.

Первая заповедь блаженства говорит так ясно: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Божие… Кто эти «нищие духом»? Это не те, кто просто нищи; бедность сама по себе не порождает добродетели. Нищие духом это те, кто сердцем и умом и всем своим существом знают, что они ничего не имеют, что не составило бы дара, и что они не имеют никаких прав ни на что, подаваемое всем незаслуженно. Задумаемся над этим несколько минут.

Мы не вступили в бытие по собственному произволению: Бог нас призвал в бытие. И не приказом, не насильственно: Он вызвал нас в бытие любовью, Он «возлюбил» нас в бытие! И этим он нам говорит: Я люблю вас! Без вас мир, который Я создал, был бы неполноценным в Моих очах; но Я также верю, что вы не предадите, не посрамите Моего доверия. Я как бы полагаюсь своей надеждой на всё доброе, что в вас есть; Моя любовь всегда устоит, Моя вера и надежда в вас не поколеблется – отзовитесь же на них!.. Дивно то, что как бы ни была мала наша вера в Бога, Бог верит в нас: не диво ли это, не чудо ли это! И живы-то мы только в силу этой веры Бога в нас; любовью Он всего от нас ожидает и на всё от нас надеется.

А если подумать дальше? Мы не только существуем – мы живы, живы дыханием Божиим, которое делает нас сродными Ему, способными познать Его! И дальше – Он открывает нам Себя столь многообразно, но превыше всего Своим воплощением: Сам Бог стал человеком, чтобы мы познали, как много мы любимы, и как велики и значительны мы в Его очах, и, поистине, как мы велики, потенциально, в нашей человечности: все мы, приобщением Христу, можем стать сыновьями и дочерьми Живого Бога, участниками Его Божественной природы. И чтобы это стало возможным, Христос дал нам Свою жизнь, Своё учение, Свою смерть, прощение тем, кто распял Его. Прости им Отче, они не знают, что творят! – это относится и к нам также, всё время, изо дня в день. И Своё воскресение дал, и явил нашу человеческую славу, воссев одесную Славы. Святой Иоанн Златоустый говорит: Если ты хочешь познать, как велик человек, воззри ввысь, к Престолу Божию, и ты увидишь Человека, сидящего на престоле одесную Славы!

Этого ли не довольно, чтобы нам быть благодарными, даже раньше, чем нам даны новые дары, а нам даруется так много: любовь самых близких нам и любовь других людей, которым мы в ту или иную меру дороги, повседневная обеспеченность, пища, воздух, здоровье! Но мы всё принимаем как естественное; мы не нищи духом, мы принимаем всё как должное нам, как наше право: почему нам быть благодарными, если нам что-то дается по праву? Почему Богу не давать нам всего, что Он обязан дать? Вот наше положение, отношение. Мы не говорим этого так грубо, так откровенно, но мы живем так!

Самарянин так не жил; у него не было никаких прав на то, чем обладал по праву Израиль – и ему это было дано! И благодарность его пылала и пламенела… Не можем ли мы научиться чему-то от него? И не можем ли мы понять, как было бы дивно, если бы из благодарности мы жили так, чтобы обрадовать Бога: дать Ему радость, что Он не напрасно нас сотворил, не напрасно доверяет нам, не напрасно верит, что любовь Его принята, что она воплощена не только в эмоцию, но в действие! Святой апостол Павел говорит, что больше радости давать, чем получать: так ли мы живем? Если бы мы были подлинно благодарны за всё, дарованное нам – как щедро, как радостно мы бы давали каждому, кто вокруг нас, в акте любви, в общем участии, перихорезисе Божественной любви… И если бы мы поняли всё, что имеем: тело, душу, обстоятельства жизни, даже трагедии жизни – потому что Бог послал нас в мир свидетелями, чтобы внести в него Божественное присутствие ценой, если нужно, нашей жизни – как мы были бы благодарны, и как бы мы жили, чтобы Бог посмотрел на нас и сказал: Вот ученик Мой, который понял и который живет соответственно!

Задумаемся над этим; научимся жить по благодарности, по радости, что мы любимы, по общению с Богом, но помня, что это свободный, щедрый дар, что мы не имеем прав – но всё у нас есть. Апостол Павел говорит это: Я ничего не имею — всем обладаю… Каждый из нас мог бы таким быть: богатым в нашей предельной бедности, богатым всей любовью, и силой, и богатством Божиим. Задумаемся над этим, и дадим Богу, благодарностью не только словесной, не только туманно ощущаемой, но воплощенной в каждое действие, каждый наш жест, дадим Ему радость и уверенность, что не напрасно Он нас создал, и не напрасно жил и умер за нас, что мы – подлинно Его ученики, которые поняли Его Евангелие и хотят жить им.

Аминь.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: