Фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского" и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
29 ноября 2019 г.  в 19:00
Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского

«Единство и разделения христиан»

На семинаре выступили:

— Протоиерей Владимир Архипов, клирик храма Сретения Господня в Новой Деревне, г. Пушкино, Московская область
— Протоиерей Игорь Петров, клирик Георгиевского прихода, Рыбинской епархии, Ярославской митрополии
— Карина Асафовна Черняк, руководитель семейного духовно-просветительского клуба «Встреча»

Текст для обсуждения: «В поисках единства» (14-я глава книги «Уверенность в вещах невидимых» (М.: Никея, 2012. С. 220–237)).

Вопросы:
1. Как возможно созидательное общение с человеком других взглядов, веры, мировоззрения?
2. Что такое единство? Что мешает нам по-настоящему услышать другого и увидеть общее в нас?
3. Что такое терпимость друг к другу? Нужна ли она? В чем ее роль?

Ведущие: Н.В. Ликвинцева, Е.Ю. Садовникова.

Видеозапись семинара можно посмотреть здесь.

×
О семинаре
Единство христиан в действии

29 ноября 2019 года в Доме Русского Зарубежья прошел семинар по наследию митрополита Антония Сурожского «Единство и разделения христиан». Этот семинар стал первым после сентябрьской конференции «Что значит быть христианином в повседневной жизни?» и явился логическим продолжением затронутых и обсуждаемых на ней вопросов.

Тема единства и разделения не так проста и однозначна, как может показаться на первый взгляд. Мы живем в мире, где разделения гораздо больше, чем единства — не только на уровне общественных институтов, конфессий и но и на уровне взаимоотношений в семье, на учебе, на работе или в приходе. Как вести себя с человеком других взглядов и других верований? Возможно ли созидательное общение с ним? Что мешает нам по-настоящему услышать другого и увидеть общее — то, что объединяет, а не разделяет? Именно об этом мы предложили поразмышлять докладчикам и участникам семинара — обращаясь к наследию владыки Антония и опираясь на его тексты.

Елена Юрьевна Садовникова напомнила, что владыка Антоний обладал удивительной способностью прислушиваться к мнению другого и уважать его, оставаясь твердым в своих убеждениях. Поразительно: он жил и служил в не православной стране, был глубоко укоренен в традициях православия (даже прослыл за это «консерватором»), сохранял свою идентичность, при этом интенсивно и свободно общался с представителями других конфессий (в частности — Англиканской Церкви), пользовался среди них авторитетом: владыку Антония повсеместно приглашали для выступлений, лекций и бесед, его мнение высоко оценивалось в совершенно разных кругах. Не минуло его и публичное признание: митрополит Антоний был дважды удостоен высшей награды Англиканской Церкви.  Несомненно, для нас владыка Антоний — яркий  пример того, как возможно сочетать в себе верность и открытость другому.

Семинар традиционно начался с показа видеофрагмента: будто бы обращаясь ко всем нам, митрополит Антоний задает вопрос: что значит православие, и как мы понимаем значение единства? Владыка Антоний подчеркивает, что единство возможно только в самом Боге. Оно требует подвига и самоотвержения, готовности открыться Богу. Нам надо научиться встречать людей и своих, и чужих лицом к лицу не для того, чтобы побороть, переспорить, а для того, чтобы поделиться той долей истины, которая есть в тебе, и открыться той доле истины, которая есть в другом (даже, если он не православный или не христианин). Важно научиться различать, что от Бога и что испорчено нашей мыслью, нашими словами. Однажды кто-то рассказал, что встретил на своем жизненном пути православного, который с такой беспощадной резкостью стал его обличать, что тот отшатнулся и почувствовал «здесь нет любви». И этот случай служит нам горестным примером и напоминает о нашей ответственности говорить и действовать так, чтобы не отвращать, а напротив — быть ответом на тоску по Живому Богу, дающему жизнь.

Карина Асафовна Черняк, руководитель семейного духовно-просветительского клуба «Встреча», поделилась воспоминаниями об атмосфере, царившей во время встреч с владыкой Антонием на московских квартирах в 1988-1989 годах, где ей посчастливилось несколько раз побывать. Именно поиск Истины и тоска по Живому Богу приводили людей на такие встречи: на них присутствовали и православные, и католики, и протестанты — никто не спрашивал о конфессиональной принадлежности и не заострял на этом внимание, поскольку для владыки главную ценность составляло именно общение с конкретным человеком, с личностью, а не с представителем определенной деноминации. Кто-то из присутствовавших под влиянием этих встреч принял решение о выборе священнического пути (в своей конфессии). Карина Асафовна так же напомнила о длительной и плодотворной работе владыки Антония в составе Содружества Святого Албания и преподобного Сергия Радонежского, подчеркивая этим примером возможность глубокого общения с братьями другой конфессии. Цитируя владыку, она отметила, что единство может быть дано нам как дар Божий только, когда мы станем христианами не номинально, но всей нашей жизнью, когда научимся, вместо того, чтобы смотреть друг на друга глазами разделенности, открывать в наших традициях то, что нас объединяет.

Протоиерей Владимир Архипов, клирик храма Сретения Господня в Новой Деревне, г. Пушкино (Московская область), предложил посмотреть на вопрос единства и разделения с несколько иного ракурса. По его мнению, разделение началось не с 1054 года, когда разделилась церковь, а намного раньше — когда Адам и Ева разделились друг с другом и решили начать автономную жизнь без Бога. Главная трагедия разделенности состоит именно в этом — в возможности для человека по своей воле отделиться и отвернуться от своего Творца. В реальном мире мы не можем обойтись без разделения: даже тигру или льву нужно пространство индивидуальной охоты и бытия.  А человек создан так, что ему необходимо уединение, но вместе с тем он ищет единства — единства на высшем уровне, такого, что преодолевает страх перед иным и предполагает узнавание глубинного родства в другом или других. Отец Владимир указал на множество примеров разделения в Писании: «не мир, но меч»; разделение на овец и козлищ; притча о 10 девах. Сама истина разделяет людей на тех, кто ее принимает, и кто — нет. Что касается вопросов единства и разделения христиан, вынесенной в название семинара, отец Владимир считает гораздо более волнующими, болезненными и животрепещущими раздоры и разделения внутри Православной Церкви — и в том числе конкретно внутри своего прихода. Несомненно, на личном уровне не нужно усиливать раздор и раскол в межконфессиональных отношениях — но довольно наивно полагать, что нам подвластно разрешение многовекового институционального конфликта. Он предлагает обратить свои усилия на ту сферу, в которой можно что-то изменить и за которую можешь нести ответственность: единство на любом из уровней (личностном, семейном, групповом — имея ввиду под последним, например, единство в приходе). С чего начать? С трезвого взгляда на себя: способен ли я уважать другого и его достоинство? Есть ли во мне доброжелательность и миролюбие — и воспитываю ли я их в себе? Отец Владимир подчеркивает, что все это в буквальном смысле пропитывает тон, манеру общения, интонации, взгляды, жесты — все то, что скрыть практически не возможно, каким бы «правильными» или высокопарными ни были бы наши слова. Миротворцем может быть только тот, кому можно доверять как носителю мира, кто нацелен на примирение, а не разделение. Именно к этому и призван каждый из нас — к преодолению разделения в меру своих возможностей. Первым шагом к уврачеванию должно стать преодоление внутреннего разделения — то есть целенаправленные усилия к достижению цельности и мира внутри себя. Только через личное узнавание Христа обретается внутренняя устойчивость, только так вера из области интеллектуального познания становится жизнью: а внутренняя свобода и верность самому себе сводят на нет необходимость сравнивать или принижать кого-то (чаще всего — чтобы возвыситься самому). Отец Владимир напомнил, что о том, что мы все можем иметь общение с Источником цельности — и через эту приобщенность учиться по-настоящему уважать другого человека, другую мысль, другую культуру. В заключении доклада отец Владимир поделился своим личным священническим опытом: для него понимание единства приходит через служение Литургии. Литургия дает ощущение прикосновения к полноте Истины. Она совершается присутствием Святой Троицы, Ее единством, и тем самым позволяет вырасти в такую степень открытости, чтобы вести любой диалог, не умаляя ни себя, ни другого.

Протоиерей Игорь Петров, клирик Георгиевского прихода Рыбинской епархии Ярославской митрополии, развивая мысль отца Владимира о том, что важно начинать с себя, призвал сперва задуматься и разобраться, в чем же заключается наша принадлежность православию. В тексте, предложенном к прочтению для подготовки к семинару, митрополит Антоний говорит: «Взять и бездумно, неосмысленно заучить истины, изложенные в Символе веры и в писаниях духовных наставников православия, недостаточно для того, чтобы называться православным и исповедовать свою веру как православную. И тем более недостаточно провозглашать эти истины, если не живешь в их меру». Отец Игорь обратил внимание на глубокую проблему расцерковленности, когда даже внутри Церкви люди мало укоренены в Писании и Предании. Мы призваны делиться тем опытом и теми сокровищами, которые дает нам православие. Отец Игорь так же напомнил образ, предложенный аввой Дорофеем: окружность, в центре которой Бог. Именно приближаясь к Богу, как радиусы, устремленные к центру окружности, люди могут стать ближе друг ко другу. И как же это перекликается со словами владыки Антония: «Давайте меньше говорить и больше жить в единстве с Богом, жить для Бога, и постепенно мы придем к единству не на интеллектуальном уровне, а на уровне понимания и жизни».

Сообщения докладчиков вызвали оживленную дискуссию — из зала один за другим зазвучали вопросы и комментарии к услышанному. Наиболее бурные обсуждения развернулись вокруг доступности для понимания творений Святых Отцов и взаимоотношений между теми, кто их читает, и теми, для кого это затруднительно.  Как заметила Елена Юрьевна Садовникова, дискуссия  перешла в максимально практическое русло, в обсуждение взаимоотношений с ближними и проблемы разделения с единоверцами, с теми, с кем рядом молишься на Литургии.  Так можно охарактеризовать и семинар в целом: докладчики, высказывая порой совершенно противоположные точки зрения, являли собой пример христианского единства в условиях конкретного события; оставаясь верными своим убеждениям, с уважением вслушивались в опыт другого, чтобы совместно ставить новые вопросы и искать Истину.

Татьяна Семчишина.