митрополит Антоний Сурожский

Как читать Евангелие

12 мая 1991 г.
Тема: Евангелие   Место: Лондонский приход   Период: 1991-1995   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Меня часто спрашивают: как нам читать Евангелие, чтобы оно достигало не только до ума, но и до сердца, и так, чтобы оно не стояло всегда перед нашим мысленным взором как осуждение, когда каждое действие Христово, каждое слово Христово, каждая Его запо­ведь осуждают нас, что мы не такие люди, которые поступают, как Он, думают и чувствуют, как Он, или выполняют то, что Он заповедал нам?..

Из страха, из обескураженности мы ничего не достигнем. Мы должны читать Евангелие так, как если бы Господь Иисус Христос пришел к нам как самый близкий друг. То есть как кто-то, кто забо­тится о нас больше всех других, кто не только вообще желает нам добра, но готов сделать всё, именно всё для нас, что возможно не только по-человечески, но и по-Божьи. По человечеству мы знаем, что Христос отдал за нас Свою жизнь и Свою смерть; как Бог Он открывает нам врата вечности: Я есмь дверь, кто войдет Мною, войдет в жизнь вечную.

И так, первое, что мы должны сделать, когда приближаемся к Евангелию, это взять его с благоговением, с чувством, что мы дер­жим не только книгу, и что мы будем читать не просто слова, но что эта книга и эти слова, которые мы читаем, это СЛОВО, Бог говоря­щий, говорящий через действие, говорящий человеческими словами. И очень важно, что человеческие слова являются для этого средством, потому что мы не можем проникнуть в таинственный ум Божий. Не сказал ли Бог через Исайю пророка: Мысли Мои выше мыслей ваших, и пути Мои выше путей ваших? Но во Христе Бог обращается к нам на человеческом языке. И затем мы должны прислушиваться к тому, что Он говорит, и вглядываться в то, что Он творит, всматриваясь во все ситуации, которые описаны в том или другом евангельском отрывке, с благого­вением, с интересом, с трепетом, потому что это Он говорит нам, Его мы видим движущимся, действующим, спасающим. И мы должны постараться и найти свое место в толпе, Его окружающей, слушать, как если бы мы действительно присутствовали, когда Он произносил эти слова, слушать, как если бы мы стояли в толпе, когда Он целил, спасал, звал к покаянию людей, пришедших к Нему. И слушать, будто слова, которые Он произносил, как говорит в Евангелии апостол Петр, есть слова жизни, не слова смерти. Слова, способные пробудить в нас всё, что есть живого, и по-человечески и по вечности, по-Божьему. Слова жизни, а не слова смерти в том смысле, что они должны привести нас к жизни, а не осудить нас даже прежде нашей смерти.

И это очень важно, потому что из страха, из чувства осужденности мы никогда ничего не достигнем. И так, прочтем Евангелие, выбирая все те отрывки, которые доходят до нас, — не те отрывки, которые проходят мимо; отрывки, которые бьют нас в сердце или, словами Эммаусских путников, заставляют гореть наши сердца, когда Он говорит нам. Будем читать эти отрывки, которые, воспламе­нив наши сердца, могут также привести — или приводят — к жизни наш ум, подвигают нашу волю, побуждают нас к новой жизни.

И вспомните — или поймите впервые — что эти отрывки пока­зывают нам, что в  этом Бог и мы — и это может быть что-то очень малое — едины умом, едины сердцем, что мы коснулись чего-то, в чем мы уже, пусть потенциально, подобны Богу. Это — откровение Божие нам: обнаружить, что Он подобен нам, а мы — Ему. Это тоже откровение о нас самих: в этой точке Бог и я — родные, мы подоб­ны; это уже отблеск Божественного образа, который я могу уловить в себе; и, обнаружив это, мы можем прибавить: Дай мне быть верным этому, потому что сохранив верность этому, я буду также верен себе как я верен Богу.

И если мы храним, как сокровище, как священное сокровище эти отблески нашего самого дивного божественного «я» и дивного челове­ческого «Я» Бога, тогда мы можем идти вперед с радостью, с вдохно­вением; мы можем идти вперед к тому, чтобы стать тем, что мы на самом деле есть. Конечно, на этом пути мы будем чувствовать внут­реннее сопротивление, мы не всегда будем хотеть быть тем лучшим, чем мы можем быть; и на это нам ответят другие евангельские отрыв­ки: берегись, если ты склонишься на то или другое искушение, если ты последуешь иному течению жизни, мысли — ты разрушаешь себя… Потому что заповеди Христа — не приказы, которые Он нам дает, не муштровка. Заповеди Христа — да, действительно, в форме запове­дей есть описание того, что мы должны чувствовать, желать и быть, если мы подлинно становимся людьми, достойными человеческой приро­ды и нашего человеческого призвания, которое состоит в том, чтобы стать подобными Христу и участниками Его Божественной природы.

И если мы это сделаем, если мы начнем вглядываться и искать всего, что в нас есть красоты, что уже образ Божий в нас, раскры­вающийся, как солнечный свет всходит на заре — это может и еще не быть яркий полуденный свет, но это всегда — свет, может быть, за горизонтом, но свет! — тогда мы найдем вдохновение и мужество встать лицом к лицу с потемками и тьмой в нас: но творчески, с тем, что чтобы строить, а не с тем, чтобы разрушать. Зло не разрушают, не уничтожают; но строят добро, так же как мрак не рассеивается иначе, как внесением в него света.

Попробуем, поэтому, в будущем читать Евангелие, слушать его с благоговением, с радостью: Бог пришел ко мне. Он говорит мне лично; Он открывает мне красоту, которая есть во мне, и предостерегает ме­ня, что может убить эту красоту; но Он на моей стороне. Он мой друг, мой брат по человечеству, и также мой Бог и мой Спаситель. Аминь.

Опубликовано: «Наблюдайте, как вы слушаете…» — М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2004. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»); Труды. Т.2. — М.: Практика, 2007; «О жизни христианской»; «Альфа и Омега», 1994, № 2.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет