митрополит Антоний Сурожский

Литургия в храме св. апостолов Петра и Павла, что в Лефортово (Москва)

15 сентября 1968 г.
Тема: Евангельские притчи   Место: СССР   Период: 1966-1970   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю вас снова с праздником Воскресения Христова. Нам было дано сегодня праздновать как бы малую Пасху, вместе быть в Царствии Божием. Сегодняшняя притча говорит нам о чем-то очень важном. Та вечеря, о которой говорится в сегодняшнем Евангелии, это ведь образ того праздника веч­ной радости, к которой нас призывает Господь. Брак Агнца, тайная вечеря, когда мы будем вовек приобщены к истине Господней; как говорит апостол Петр, будем участниками естества Божия.

И вот, в сегодняшнем Евангелии нам преду­преждение: не всякий, кто будет порываться в это Божие Царство, войдет в него без осуждения. Призванные Христом отказались. У них на земле оказались более важные дела, чем встреча с Господом. Они были отвергнуты, и взамен им Господь призвал всех, кого слуги Его, ангелы и святые, най­дут на путях, на дорогах, на распутьях, на задворках жизни. Всех призвал, чтобы Его пир наполнился ликующими, потому что сытые не нуждались в этом пире, а голодные, те, о ко­торых говорит Евангелие, что они нищие, те, о которых гово­рит Евангелие, что они жаждут и голодают, те пришли, — но пришли разно, с разным сердцем. Одни пришли нищие, голодные, обездоленные, с сердцем, полным благодарности и изумления о том, что их, таких, какие они есть, Господь призывает, принимает как Своих родных, взамен званным, близким Своим. Но один оказался такой, для которого встреча была дело неважное, который пришел только насытиться. Ведь среди тех, кого ангелы встретили на путях и дорогах, ни у кого не было при себе брач­ной одежды. Если на пиру они оказались облеченные в одежду брачную, то потому, что придя к Господину, придя к хозяину дома, они от него приняли, как в древности это делалось, умовениe ног, перемену одежды. И когда они вошли в брачный пир, нельзя было бы их отличить от богатого, потому что по­лучили-то они от хозяина этого дома одежду, достойную и хо­зяина и пира самого. Один, однако, прошел мимо этого. Не принял он омовения, не принял он одежду, прямо пошел на пир, мимо хозяина, мимо любви Его, мимо заботы Его, мимо Его гостеприимства, мимо Его смирения. А ведь вы помните, как Христос на последней, Тайной вечери, встал и умыл ноги Своим учениками. Вот так он вошел и был извергнут. Потому что в этот пир можно войти только если любовью, благоговением, трепетным сердцем, ласковой благодарностью стать своим, родным для Того Хозяина, Который нас принимает с такой лас­кой, с такой любовью.

И мы так же приходим; приходим мы со всех краёв человеческой жизни; и с широких улиц, и с задворков жизни. Приходим мы все нищие, потому что перед сла­вой Божией все мы бездомные, все мы бедные, все мы бродяги земли. И принимает нас Господь. Как говорится в Евангелии, словом Своим Он нас делает чистыми. Когда мы услышим Его слово, и сердце наше загорится, и вдруг чистота проливает­ся, и свет и радость, и новизна жизни проникает в душу, в сердце, в ум, в самое тело, и животворное слово Христа нас очищает. Очищает нас и покаяние наше, сознание того, что нам нет места на этом пиру, потому что мы по своим грехам не свои уже для Бога, а только присвоены Им. И Господь нам даёт очищение другое: сознай это, пойми, что ты нищий, пойми свое сиротство, пойми, что голодно тебе без Него, покайся, попроси прощения — и Он простирает руку и говорит нам: «Прощаются тебе грехи твои». И никто пусть не думает, что грехи его слишком велики, потому что Христос сказал — кому много прощается, тот много любит. И Священное Писание нам говорит, что любовь покрывает все грехи, подлинная лю­бовь, не жадная, не себялюбивая, а та любовь, которая себя отдаёт радостью и лаской. И принимает нас Господь, облекает в чистоту, и допускает к причащению Даров.

Тут мы все мо­литвой или самым делом причащения приобщались этому пиру. Но теперь нам надо из этого храма выйти и куда-то идти, — куда пойдем мы? Куда пошли апостолы Христовы после Тайной вечери? За исключением одного, все пошли вместе со Христом в Гефсиманский сад. Один вышел раньше, и было темно там, куда он пошел. Это был Иуда. Две дороги перед каждым из нас: за Христом, в страшную тьму Гефсиманского сада, где Христос принял в Свое сердце, принял на Свои плечи всю отверженность мира, всё отчуждение мира от Бога, всю скорбь, которая рож­дается от этого, которая вырастает из вражды, из ненависти, из отчужденности людей друг от друга. Они тоже пошли в место темное, потому что там было борение про­тив зла, был пот, как кровь, были слезы Христовы, был ужас перед надвигающейся смертью. Но Иуда ушел в другую тьму. Там никакой заботы ни о ком не было, там никто его не тро­гал, там он был свой человек, но он остался в этой тьме один, потому что те другие люди, которые ходят в этой тьме, друг другу не братья. Каждый закован в свое одиночество.

И вот из тьмы Гефсиманского сада возносилась священническая, жертвенная молитва Христа — не о тех только, которые с Ним пошли, а о тех, которые в той тьме, густой, разъединяющей, слепящей, убийственной тьме готовили Ему смерть… Перед нами эти два пути. Вернее, нет: один только путь перед нами — путь Христов, путь апостольский, путь в Гефсиманию, путь в мир, со словом и жизнью, которые были бы достойны того празд­ника веры, который мы пережили. Пойдем же мы с вами все в этот мир снова с любовью, с теплом, со светом, с готовностью жизнь свою положить, чтобы всякий человек ожил, чтобы радость вернулась тем, то ее потеряет, чтобы эта радость была рай­ская, небесная, Христова. Аминь

Опубликовано: «Любовь всепобеждающая. Проповеди, произнесенные в России». Издательство Крутицкого подворья. Москва-Клин, 2003. Стр. 48-51

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет