Митрополит Антоний Сурожский

Любовь всепобеждающая. Храм «Николы в Хамовниках» в Москве

31 мая 1968 г.
Тема: Христос, Любовь   Место: СССР   Период: 1966-1970   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Святой апостол Павел говорит: «Знание упразднится, вера уже не будет иметь места, останется одна любовь”. И вот любовь — это итог и единственный пребывающий плод встречи, молитвы — любовь и благодарение, потому что всё остальное проходит. Мы молим Бога обо многом, но прохо­дит нужда, или даёт нам Господь просимое, и уже мы устремлены дальше и просим о другом. Единственное, что никогда не ветшает, это благодарность за полученное и любовь к тому, кто дал. Вот будем благодарны. Потому что Господь нам даёт так много, так удивительного много. Он нам даёт Его знать. Мы все знаем, как драгоценна для нас мысль о том, что мы в жизни встретили кого-то, кого мы полюбили от всей души, или просто, что вокруг нас, около нас есть люди, которые нам дороги без остатка, просто дороги. Что же сказать о том, что нам дана радость так именно знать Господа? Мы, здесь находящиеся, где-то в своем сердце Его когда-то встре­тили и полюбили в ответ на Его крепкую, жертвенную лю­бовь. Какая это радость! Сколько миллионов людей теперь, по всему миру, ищет полноты своего сердца, ищет, чем заполнить это глубокое человеческое сердце, ищет запол­нить его всем, что даёт земля, — и сердце остаётся пус­тое, потому что сердце слишком глубоко, чтобы земля, зем­ное, до предела и до конца, и навсегда его заполнило торжеством и радостью. Господь милостив к нам; Он нас такими сотворил, что только Он может до края наполнить чашу нашей души, так что она переливает­ся радостью, переливается благодарностью, переливается лаской и любовью, не к Нему только, а к людям, ко всем; так переливается, что хватает ее не только на любящих нас, но и на ненавидящих нас, так же как у Бога хватает света на всех, и радости, и любви, и крови Сына Своего Единородного — на всех. Какое это диво! Этао — любовь Божия.

Но любовь Божия как бы еще больше нам даёт, чем это. Господь не только нам даёт Свою любовь. Он изливает в наши сердца, пропитывает нашу душу, пронизывает самое тело наше благодатью. Дух Святой, Бог и Господь наш, изливается в наши сердца, уча нас любить друг друга так, как нас любит Бог: без остатка, не меря, не взвешивая, а просто любя, ЧЕГО БЫ ЭТО ни стоило. А любить всегда стоит дорого, потому что любить по-настоящему, это значит так отнестись к другому, что твоя жизнь тебе уже не дорога, — его жизнь дорога, его душа дорога, его судьба дорога; это значит войти в такое отношение хоть к одному человеку — а лучше и к многим, — что себя не помнишь. Это то, что говорит Господь: «Отвергни себя»,- так полюби, чтобы уже не помнился сам себе, и чтобы можно было жить, глядя на другого. Помните, как Петр пошел по водам, глядя только на Христа. И пока он только на Него глядел, он шел в буре и не тонул: как загляделся на себя, на волны, начал тонуть — поколебалась цельность такой сильной души.

Вот будем хранить радость, которую даёт Господь, не только в Его любви, но в изливающейся в нас, пребы­вающей в нас Божией любви. Станем радоваться, и в радости, как говорит пасхальная песнь, «обымем друг дру­га»‘; откроем друг другу не объятия, а сердца наши, так широко, чтоб никому там тесно не оказалось. А тесно бывает многим, часто, в наших сердцах. И потому в жизни трудно бывает жить многим. И не только тем, для которого не найдется места в чужом сердце, в сердце, ко­торое стало чужое, отчужденное, но и тому, кто закрыл сердце, потому что оно сжимается, и больно делает­ся самому себе — жизнь вымирает. Но для того, чтобы любить, надо быть готовыми на всё. В конечном итоге, кто любит, уже не живет, живет другой — ИМ, а он живет ДЛЯ другого, себя не чует. Как мало бывает мгнове­ний, когда у нас такое чувство по отношению к другому или друг ко другу.

А вместе с этим вот, церковная община. В этом храме вмещаются тысячи приходящих людей. Что они находят? – Бога, Который всех любит. Да, но находят ли они людей бережных, вдумчивых, которые посмотрят в лицо чело­веку и скажут: «Пришел новый человек, поделимся с ним ра­достью нашей, не будем тушить в нем горения, он, может, впервые пришел — пусть уйдет с радостью, которой никогда в жизни он еще не испытал. А если придет вновь и вновь, если мы начнем замечать, что он нам труден, — откроем еще шире сердце, чтоб ему там тесно не было, чтоб не нуж­но было ему мучить нас. Отдадим себя, как Христос Себя отдал». «Никто, — говорит Он, — Моей жизни у Меня не берет. Я ее свободно отдаю», — так друг другу станем отдавать жизнь.

Не только умирать трудно —жить трудно. Иногда жить труднее, чем умирать, потому что это значит уми­рать изо дня в день. Умереть разом порой легче. Вот станем жить такой любовью, такой радостью, такой бла­годарностью, которая бы переливалась через край на всех, чтоб люди как в древности говорили: «Что это за люди?! Какая тайна их радости? Почему они так друг друга любят? Почему они так бесстрашны? Почему никто ими не бывает отвергнут?»  Потому что в ранней Церкви в каждом человеке, ставшем в страшных обстоятельствах жизни верующим, сердце было открыто, отверсто РАНОЙ Христовой. Будем любить друг друга так, сколько у каждого есть сил, но изо всех сил без остатка, и будем ждать новой встречи, новой радости, новой молитвы, под сенью Божией Матери, Которая в первый мой приезд милостиво мне допустила здесь служить и дала мне найти здесь семью. Пусть Господь среди нас пребудет навек. Пусть Божией Матери благословение будет над вами и над вашими далекими, многоязычными, многонародными братьями, среди которых я служу. Пусть нас соединит Господь там, где нет различия, никакого, есть только лю­ди, которых Бог так возлюбил, что Он дал Своего Сына для них. Храни вас Господь.

 

Опубликовано: Любовь всепобеждающая. Проповеди, произнесенные в России.

 

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: