митрополит Антоний Сурожский

Молебен о людях доброй воли в СССР

17 февраля 1974 г.

Едва ли есть кто-либо сейчас на Западе и на широких, трагических просторах русской земли, у кого не дрогнуло сердце от горя, которое постигло сейчас Александра Исаевича Солженицина, его жену и детей, и которое широко коснулось многих людей, ищущих правды, людей доброй, честной воли, молящихся перед Богом и совершающих свое служение Родине и человечеству и Богу – словом, писанием и делом. Я призываю всех вас, здесь собравшихся, соединиться в одной общей, искренней, горячей молитве; встать перед Богом с глубокой тревогой, которая нас всех держит в своих тисках, с глубоким состраданием тем, которые сейчас находятся в скорби и в страхе, и вознести свои молитвы и о них, и о всех тех, ради которых они сейчас несут свою долю креста и страдания.

Мы будем молиться за многих. Несколько имен мы выделим, так как они выделяются, как маяки или светочи: Андрей Сахаров, Петр Григоренко, Владимир Буковский — но кроме них сейчас миллионы людей стоят перед выбором, который окажется решающим для их собственной судьбы и для судеб человечества. Мы сейчас должны молиться именно за судьбу человечества. За судьбу России, за отдельные судьбы этих мужчин, этих женщин, этих детей.

Молитву нельзя возносить против чего бы то ни было; молятся Богу за спасение всех. Возносят Богу крик исстрадавшегося и встревоженного сердца – правда, с разными чувствами, но за всех. И поэтому, по поводу совершившихся, разразившихся теперь событий, вознесем молитвы не только о Солженицине, Сахарове, Григоренко, – о множестве людей честных и добрых, которые не ищут своего, а только добра, как они его понимают – людям и Родине своей. Но вознесем молитвы трепетные, благоговейные, любовные и о самой Родине нашей, и о тех, которые сейчас ею правят. Не напрасно Священное Писание нам говорит о том, что сердце царево в руке Божией. Будем молиться о том, чтобы это сердце дрогнуло правдой и истиной, чтобы Божия правда воссияла во всех концах, чтобы мрак безбожия, потемнения умов, искажения воли человеческой пришли бы к концу, и чтобы на нашей Родине, от которой многие из нас были оторваны грозными, мучительными событиями русской революции, к которым теперь приобщаются все новые и новые изгнанники – чтобы на просторах нашей Родины воцарился Господь, восторжествовала правда – как ее видит Бог, не так, как ее видим мы, люди ее. Чтобы восторжествовали любовь и правда, и истина, и чтобы все люди доброй воли – в каком бы лагере они ни боролись, каковы бы ни были их убеждения, как бы они себе ни представляли добро, соединились в один великий поток доброй, истинно доброй, открытой другим, воли, чтобы открытым умом, открытым сердцем все люди русские – и за пределами нашей Родины, и люди на земле, которые сейчас связывались такой страшной, напряженной враждой, по лицу всей земли нашли бы свой путь к разрешению всякой неправды.

Я не хочу, чтобы этот молебен стал политической демонстрацией, чтобы он был направлен одними против других. Будем стоять так, как стоит Христос — в полной солидарности с теми, кто прав, и с теми, кто виноват: радуясь одним и бесконечно сострадая другим, будем готовы жизнь отдать за то, чтобы те люди, которые, по нашему мнению, стоят на ложном пути, нашли путь к правде, к любви, к радости. Чтобы мир наш, в котором каждый трудится, следуя указаниям своего света — но также и своего мрака — стал подлинно миром Божиим, и чтобы все мы жили жизнью Божией, единственной жизнью, достойной человека. Церковь объемлет всех состраданием, пониманием и любовью. О всех будем молиться, чтобы во всех восторжествовал Господь.

И снова: нельзя молиться ЗА одного и ПРОТИВ другого. Христос не умер за одних  с тем, чтобы отвергнуть других, Он умер за всех. Он умер для того, чтобы все, кто способен откликнуться на любовь — на любовь откликнулись. И эти люди на протяжении всей истории человечества являются нам как свидетели, как предвестники Божественной любви, Божественной правды, как свидетели и предшественники такого человеческого мира, который мог бы стать столь же великим, столь же истинным, столь же святым, столь же чистым от греха, как мир Божий. Помолимся за всех, кто сейчас страдает, за всех, кто скорбит. Помолимся и за тех, кто причиняет страдания и скорбь. Помолимся о том, чтобы Бог — Бог всей правды, Бог жертвенной и милосердной любви — преодолел всю ненависть и все раздоры между людьми: здесь, в Англии, в России, во всем мире и в каждом месте, где ненависть, жадность, страх, страдания требуют милосердия Божия и человеческого сострадания. Не будем становиться на ту или иную сторону, но будем молиться о том, чтобы добрая воля преодолела злую волю, о том, чтобы Божия любовь преодолела человеческую ненависть и человеческую слабость. Будем молиться за всех, будем молиться о том, чтобы милосердие Божие посетило всех, чтобы рассеялась тьма всех умов, чтобы очистились и воссияли все помраченные сердца, чтобы воля всех людей руководствовалась милосердием и состраданием, любовью и готовностью положить свою жизнь за других, за благо других.

Будем молиться о всех. Будем молиться о том, чтобы победил Бог, Который есть любовь, милосердие, сострадание, чтобы прекратилась мука сердец и мука телесная, чтобы наконец всем можно было сказать   — как хочется сказать в пасхальную ночь: Братья! – всякому человеку.

Будем молиться за этих мужчин, за этих женщин, за этих детей. Будем молиться за их родину, и за родину всех нас. Будем молиться за мир. Будем молиться за все хорошее и все истинное — за все, что достойно людей, ибо оно достойно Бога.

Еще молимся за рабов Божиих Александра, Наталию, младенца Ермолая, младенца Игнатия, младенца Степана, Андрея, Елены, Петра, Зинаиды, Владимира и тех,  кто у власти суть, и тех, кто под властью — за всю братию, за вся христианы.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет