Митрополит Антоний Сурожский

Молитвенное молчание

1969 г.
Тема: Богослужение, Молитва   Место: Лондонский приход   Период: 1966-1970   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святою Духа.

Мы начали богослужение с короткого молчания; и это молчание было глубоко. Это не было только молчанье, в котором не раздавалось ни голоса, ни движения. Это было молчанье глубокого, осмысленного безмолвия; каждый стоял перед Бо­гом; и каждый стоял в памяти тех людей, которые когда-то жили на земле, а теперь стоят тоже перед престолом Бога, — Бога, у Которого нет мертвых и живых, для Которого все мы живы. Как легко и как глубоко бывает молчать тогда, когда все серд­це может уйти в одну мысль, когда то, что у нас в сердце и на уме, может легко занять все наше сознанье и широко разлить­ся за пределами нашего времени, в прошлое и в бесконечное будущее. Вот, как нам надо научиться молиться вообще; молиться всегда, начиная с молчанья, в этом молчанье, встречая все то глубокое, значительное, что есть у нас в душе, все наше прошлое, и всех людей, которые когда-либо коснулись струн нашего сердца и родили в нем жизнь, — и горе, и ра­дость; углубленное молчанье, в котором мы можем найти себя самих, — но не поверхностное «я», которое постоянно рябит, дробится, разбивается, которое никогда себя не может в цельности найти, и, наконец, найти Бога живого, родного нам Бога, Христа, слово Которого мы слышали и слы­шим, образ Которого для нас так часто бывает ясен и глубок; и в Нем, через Него — всю полноту, глубину, тайну и живое, настойчивое присутствие живого Бога. Из этого молчанья и вырваться не хочется — так бы хотелось в нем пребыть и уйти все глубже и глубже, в те недра души, которые, словно град Китеж, уже принадлежат вечности, уже являются Царством Божиим, пришедшим в силе; и как грустно бывает вырваться из него… Но нужно ли вырываться? Нет, не нужно! Если бы наше сердце всегда было глубоко, если сознание глубины, простора жизни, память о людях, о Боге была достаточно глубокая, то всегда и во всякое время мы могли бы пребывать в этом глубоком молчаньи души, даже тогда, когда мы говорим, когда мы действуем, ког­да мы слушаем, когда мы заняты бесконечным количеством дел, которые составляют жизнь. Так на самом деле бывает в те дни, когда или блеснула нам заря такой большой радости, что она блещет и сияет и озаряет все вокруг, все пронизывает светом и отнимает у всего тень и мрак. Так бывает, когда души кос­нется истинное и глубокое горе, что душа делается уже не проницаемой для того, что извне могло бы в нас войти, раз­дробить, измельчить… Почему же мы не можем чаще войти в такое молчанье, когда мы становимся перед Богом живым? По­тому что редко, редко, становясь перед Богом, мы готовы отор­ваться от того поверхностного, которое не дает молчать ду­ше, не дает осесть мыслям, не дает сердцу стать прозрачным, глубоким и тихим. Приходя в церковь, становитесь всегда, как сегодня мы встали, перед лицом всего прошлого нашей жизни, всех людей, всех глубин, всех трагедий, всех оза­ряющих радостей, которые дало вам небо, и которым место была земля. Станьте перед всем этим, перед этим сонмом людей и событий — и легко вы войдете в тишину Господню, и в углубленное молчанье, в пределах которого молиться можно, и стоять перед Богом легко, и объять любовью легко и живых, и усопших. Это и есть Царство Божие. Аминь.

Дата произнесения проповеди точно неизвестна.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет