митрополит Антоний Сурожский

Неделя Крестопоклонная

29 марта 1981 г.
Тема: Великий Пост   Место: Лондонский приход   Период: 1981-1985   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

В течение подготовительных седмиц к Великому Посту Церковь призывает нас к углубленному самоиспытанию, к внутренней, глубо­кой скорби о наших грехах и к твердому решению начать новую жизнь; в течение же самого Поста Церковь представляет перед на­ми, неделя за неделей, дела Божии. Сила Божия раскрывается пе­ред нами, победа Божия провозглашается, чтобы нас утешить от той тьмы и того полумрака, которые мы в себе увидели, и под­бодрить нас, и возвестить нам, что всё возможно Богу, что сила Божия в немощи совершается, что всё нам возможно в укрепляющем нас Иисусе Христе, как это явлено во святых.

И сегодня, когда мы поклоняемся Кресту, это поклонение совершается во свете торжества и победы. Через короткое время — о, как скоро! — мы станем перед лицом Креста Господня и бу­дем вглядываться в то, чего стоит Богу эта Его спасающая крестная любовь; но сегодня Крест обращен к нам, как обещание жизни, как победа над смертью, как поражение Диавола и зла, как надежда, как радость. Действительно, мы можем сказать се­годня, что Крест — венец чудес Христовых; мы можем с радостью думать, что мы потому можем надеяться на спасение, потому мы спасены, что мы так Богом любимы; что мы любимы так, что цена каждого из нас в глазах Божиих, это вся жизнь, вся страсть, вся смерть Господа Иисуса Христа.

И если так нас любит Бог, то как можем мы не надеять­ся? Как можем мы колебаться, и как можем мы не от­ветить на такую любовь всей жизнью, всей душой, всем разумом и сердцем, всей волей и крепостью своей?..

Сегодня, на полпути до конца Поста, Крест нам говорит, что те обетования, которые нам даны, те победы, которые одержаны Бо­гом во святых, тот путь, который святые нам указывают жизнью и словом — всё это зиждется на Божественной, крестной любви к нам; Спаситель говорил Своим ученикам в ночь перед Своим стра­даньем: «Никто Моей жизни у Меня не отнимает — Я даю, от­даю ее свободно…» Так отдать жизнь можно только по предель­ной любви.

И эта любовь коренится в самой тайне Троичного бытия; в начале всенощной мы восклицаем: «Слава Святой, Единосущной, Живо­творящей, Нераздельной Троице» — провозглашая тайну Божию; но одновременно, священник кадилом творит крест, как бы вписывает Крест в тайну Божественной любви: потому что от века, извечно Сын Божий является Агнцем, закланным до создания мира во спа­сение этого мира…

Как это дивно! С какой благоговейной благодарностью должны мы поклониться этому Кресту, который есть Крест Божий — и спасение наше! Аминь.

Опубликовано: Труды. Т.2. — М.: Практика, 2007.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет