митрополит Антоний Сурожский

Неделя о блудном сыне

22 февраля 1976 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вся церковная мысль, всё сердце Церкви устремлены сейчас к Страстным дням и к Воскресению Христову. И нас призывает Цер­ковь к этой встрече с Страстями и Воскресением заботливо, серь­ёзно готовиться. Как будем мы стоять перед лицом Христовых Страстей, если сами мы сознаём, что мы во власти всех тех сил, которые погубили Христа на Кресте? Как можем мы, в храме ли, в частной ли нашей молитве и даже в нашем горьком безмолитвии стоять перед лицом того, что случилось, если мы знаем — не только умом, но всей душой — что случившееся вновь бы по­вторилось, если мы бы были на месте Христовых предателей, распинателей или просто тех, которые по страху не сказали ни сло­ва в защиту Бога, ставшего человеком для нашего спасения? И поэтому Церковь нас зовёт, настоятельно, требовательно зовёт к тому, чтобы мы готовились к этой встрече, чтобы каменное, ожестевшее, холодное наше сердце мы вспахали, хотя бы ценой острой боли, и согрели так, чтобы встреча со Христом, если это даже встреча виновных с их жертвой, была бы встречей покаяния, криком души о помиловании, об исцелении, о спасении.

Сейчас мы находимся еще как бы далеко на пути; в течение нескольких не­дель, до поста, Церковь нам напоминает шаг за шагом о тех основных грехах, которые не только нас отделяют от Бога, но которые привели Христа к крестной смерти. И вот, в течение этих подготовительных недель, нам надо думать о себе, чтобы, когда настанет пост, нам уже о себе не нужно было ду­мать, а можно было бы думать только о Христе, грядущем к вольной страсти, вступающем в страстные дни, побеждающем смертью смерть, воскресающем победой, зовущем нас стать детьми Царства Божия, чадами света и жизни.

Перед нами уже прошло несколько образов; в лице Закхея перед каждым из нас был поставлен вопрос: Как, перед чьим су­дом ты стоишь? Перед человеческим судом, порабощённый и побеж­дённый своим тщеславием, или перед судом Божиим, который тебе даёт силу победить тщеславие и, не обращая внимания ни на какой человеческий суд, идти ко Христу, потому что только в Нём твоё спасение.

Мытарь и фарисей поставили перед нами вопрос о формаль­ной, холодной праведности, соединенной с гордыней, и сокрушён­ным сердцем грешника, который всё еще оставался грешником, но умел каяться, осознал свое недостоинство, сумел увидеть, пережить святость Божию и преклониться перед ней.

И сегодня блудный сын нам напоминает о том, что подобно ему мы всё получили от Бога и унесли всё в далёкую страну, от Бога подальше, чтобы жить по своей воле, по влече­нию своего сердца и своих страстей. Он — опомнился; голод ему напомнил об отчем доме. Мы не голодаем; но и над нами ви­сит болезнь, смерть, скорбь; неужели они нам не напомнят о том, что есть где-то отчий дом, но что мы так от него далеки, что мы должны тоже, как блудный сын, опомниться и пуститься в путь, начать идти к этому дому, в покаянии и в надежде. В покаянии — т.е. в сознании, что мы недостойны быть детьми Божиими, и вмес­те с этим, с надеждой, потому что Бог и наш Спаситель, и наш Отец; Он нам родной, мы Ему свои.

Следующее воскресенье мы будем вспоминать о Страшном Су­де; если мы не встретим Бога Спасителем, рано или поздно Он встанет перед нами Судьей; что же мы тогда скажем?… Христос говорит в Евангелии: Пока ты еще находишься на пути — договорись с своим соперником… И Отцы Церкви нам объясняют, что этот соперник — не наш ближний, который имеет на нас жалобу и, с которым нам надо примириться; не только он, но и наша совесть, которая шаг за шагом, каждое мгновение с нами идёт, напоминая, упрекая, побуждая нас, напоминая нам о нашем первородном достоинстве и о том, как низко мы пали. Примиримся с на­шей совестью; она несговорчива, нам не примириться с ней на наших условиях; мы должны с ней примириться на её условиях, на условиях любви, правды, чистоты. Пока мы еще на пути, будем мириться с совестью нашей, с ближним нашим, с Богом нашим. И давайте сделаем это теперь, спеша, потому что в любое мгновение каждый из нас может умереть и стать перед судом, может окаменеть так, что уже не разобьешь этого каменного сердца, оно может так глубоко охладеть, что его ничем уже не согреешь — что будет тогда? Будем теперь мириться между собой и с собой и с Богом; и будем готовы, когда наступит Прощёное воскресенье, и дать и получить прощение и войти в Великий Пост готовыми уже не о себе думать, а о Христе, и вместе с Ним восходить шаг за шагом, с трепетом, с ужасом, как шли апостолы в тот Иерусалим, где Ему надлежало умереть и где — мы знаем, апостолы этого не знали — Он воскреснет во славе нам во спасение. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет