митрополит Антоний Сурожский

Неделя свв. Отцов

3 января 1982 г.
Тема: Вера в Бога   Место: Лондонский приход   Период: 1981-1985   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа

Сегодняшнее апостольское послание говорит нам о вере, а сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о том содержании ве­ры, которое составляет и нашу радость, и нашу надежду, и от ко­торого рождается в душе ласковая, благодарная любовь к Богу.

Вера раньше всего заключается в том, чтобы довериться Богу, чтобы Ему оказать то простое, но цельное, неограниченное дове­рие, какое мы отдаем тем, в ком до конца уверены. Так жили свя­тые; так прожили все подвижники с начала времен. Тот опыт Бога, который у них был, то знание о том, каков Господь, их по­буждали Ему просто и до конца довериться. Образом, примером такой веры приводится прежде всех Авраам, который назван «отцом верую­щих», потому что из всех он первый проявил это простое и вместе с тем неограниченное доверие к Богу; он услышал слово Божие: «Встань, и иди туда, куда Я тебя поведу» — и он встал и пошел: не спрашивая, куда ведет Господь, а только зная, что если ведет его Господь, то он может идти без страха и без колебания.

И в течение всей истории Ветхого, и всей славной, дивной ис­тории Нового Завета, и почти двух тысячелетий христианской исто­рии так жили люди, о которых мы можем сказать, что они действительно верили Богу. А есть Кому, чему довериться! И есть тоже страх перед этим доверием. Потому что то, что нам обещает Господь — нам непостижимо: только опытом мы можем узнать, что действительно то, что Он обещает — бывает; и еще: путь, кото­рый Он нам указывает, такой своеобразный, такой непохожий на то, что мы ожидаем, что порой колеблется это доверие. Как можно поверить, что смерть ведет к жизни?! Как можно поверить, что смирение и кротость побеждают всё? Как можно поверить во многое, что сказано в Евангелии, иначе, как доверившись Богу, потому что мы знаем Его? Знаем, что Он правдив, знаем, что Он любящ, знаем, что в Нем есть ответ на всё.

И второе значение слова «вера» — верность; она связана с этим доверием, она — пробный камень этого доверия. Потому что часто бывает, что мы как бы говорим Богу: «Да, Господи, я по­пробую, и увижу, что из этого получится…» И когда мы подходим такой колеблющейся душой к подвигу веры, мы часто не видим, что случилось, случилось то, что обещал Господь, но не то, чего мы ожидали, не то, что мы могли предвидеть…

И тогда встает вопрос: «Прав ли я был, что поверил, прав ли я был, что доверился Богу? Не обманул ли меня Господь, не об­манулся ли я в своем ожидании?..» И ответ на это — верность, верность до конца, верность, что бы нам ни казалось. И от того, что жизнь наша выправится, откроется и наше понимание; от праведности мы познаем пути Божии.

Подумаем над этим; потому что сейчас как бы начинается для нас вновь путь веры: мы подходим к моменту, когда воплощается Господь, когда Бог среди нас, когда Он приходит к нам спасти нас от греха, т.е. от того, что нас отделяет от Него, от людей, и делает недостойными нас самих. У нас всего несколько дней, чтобы продумать эту тему веры, подготовить себя к тому, чтобы вновь и по-новому довериться Богу, и решить остать­ся Ему верными, что бы ни показалось нам, чтобы нам ни причу­дилось. Если мы приготовимся так, то, когда придет день Рождества Господня, мы сможем вступить вновь и вновь в новые отношения веры, доверия, верности, и увидим, что действительно с нами Бог, что действительно Он спасает нас от грехов наших, что действительно Он и Путь, и Истина, и Жизнь. Аминь!

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет