митрополит Антоний Сурожский

О богатом и Лазаре

29 октября 1972 г.
Тема: Евангельские притчи   Место: Лондонский приход   Период: 1971-1975   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Как правдиво и как реально изображает сегодняшняя прит­ча то, что случилось на самом деле: «Лазарь, пошли, — говорит богач, — в дом отца моего, чтобы он засвидетельствовал ис­тину Божьего слова, сказанного пророками и всем Священным Писанием, потому что если они от мертвого услышат, то поверят в то, чему они не верят, когда говорят об этом живые.» И Христос отвечает: «Если они не поверят Моисею и пророкам, то хотя бы восстал из мертвых кто — все равно не поверят…»

И так именно и случилось: Христос восстал из мерт­вых, Он засвидетельствовал Своим воскресением истинность каждого Своего слова собственного, и каждого слова Священно­го Писания, пророчески говорящего о том, что на самом деле теперь случилось — и все равно не поверили.

Притом самое грустное не то, что не поверили те, которые вообще не уве­ровали в воскресение Христа: но можем ли мы сказать, что мы действительно уверовали в слово Христово, что воскресший Господь, Которого мы знаем, с Которым мы общаемся молитвой, таинствами, жизнью, что Господь нас убедил в истинности то­го, что Он проповедал? Разве мы научились у Него любить? Разве мы научились от Него жить в чистоте? Разве мы научи­лись от Него так поклоняться Богу, так жить, чтобы все во­круг нас ставили себе вопрос: «Откуда у них это?» — и были готовы услышать ответ: «От Христа…»

Тогда люди поверили бы; поверили бы свидетельству христиан, потому что было бы яс­но, что христиане уже умерли для чего-то и ожили для чего-то. Как Павел апостол в послании сегодняшнем говорит: «Крес­том я распят миру, мир распят для меня, крестом Христа мир для меня стал чужой и я стал чужим для мира» — понимая мир в смысле того отрицания, того безразличия к Богу, которое так обозначается в Священном Писании. Да, когда Павел это говорил, всякий мог это увидеть воочию в его жизни, он был как бы человек, который умер на кресте и воскрес воскресением Христовым. Но мы — разве мы таковы…?

И вот задумаемся над этой притчей, потому что она обращена ни к кому иному, как к нам; мы знаем Воскресшего, и Он нам засвидетельст­вовал правду слова Божия, Божиих путей, и все равно, как в притче, мы остаемся без веры. Но тогда на что мы можем на­деяться? У нас есть время покаяться, т.е. опомниться, у нас есть время по милости Божией умереть и ожить, так, чтобы через нашу смерть и новую жизнь другие люди тоже могли бы стать живыми, войти в Царство жизни, царство любви, в Цар­ство чистоты, в царство святости и радости. Разве это малое призвание? Разве не стоит нам сделать что-то для того, что­бы так стало дивно людям жить вокруг нас?

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет