митрополит Антоний Сурожский

О богатом и Лазаре

4 ноября 1973 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы снова слышали сегодня притчу Христову о Лазаре-бед­няке и о богаче. И в конце этой притчи снова раздались сло­ва: Если твои братья не верят Моисею и пророкам, то если бы даже и восстал кто от мертвых — они не поверят этому… И опыт истории показал, что это так. Когда Сам Спаситель Хрис­тос восстал от мертвых, те, которые не были приобщены верой и труднической, подвижнической жизнью к пониманию Ветхого Завета, — Нового Завета не познали…

Но это относится и к нам еще как-то проще и непосредственней; постоянно мы ставим во­прос: в чем воля Божия в том или другом случае жизни, в тех или других обстоятельствах ее?.. И мы домогаемся от Бога, иногда настойчиво, нудительной молитвой, чтобы Господь нам дал ответ вот в этом единственном случае. Что Он от нас ожидает?.. Настаиваем мы так потому, что нам кажется, что в данном случае исполнение Его воли представляет какое-то особенное значение в нашей жизни.

Но так ли мы подходим к делу? Тогда ли только надо так искать воли Божией, когда это является для нас — не для Него, для нас — вопросом жизни и смерти, а большей частью даже и не этим, а просто вопросом какой-то удачи в жизни? И ответа мы не получаем; почему? Потому что никакой ответ до нас дойти не может. Если бы мы только изо дня в день прислушивались к тому, что Господь го­ворит не в данном случае и не нам только, а всем людям постоянно, то мы стали бы способны расслышать и более частное откровение о нашей жизни. Но мы проходим мимо все­го Евангелия; изо дня в день представляются десятки случаев так жить, как говорит Христос. А мы мимо этого идем спокойно. Но когда вдруг для нас становится насущной эта воля Божия, мы хотели бы, чтобы Господь нам дал новое откровение. Это, то же самое, о чем думал богач: Если бы вдруг, чудесным образом, поражающим воображение, глубоко потрясающим челове­ка, Господь что-то сказал, тогда, вероятно, человек бы исполнил, опомнился? — напрасная надежда; не исполнил бы и не опомнился бы, потому что к тому времени человек не научился бы ни слышать, ни понимать, ни исполнять против собствен­ных стремлений и желаний.

Если мы хотим, чтобы слово Господне до нас доходило, в молитве ли, в размышлении, в этом искании Его воли, кото­рая иногда делается нашим достоянием, мы должны сначала на­учиться жить евангельской правдой во всем том, что нам до­ступно, изо дня в день, каждый день, все время. И мы увидим, что часто нам не надо искать нового какого-то откро­вения, — давно уже дан ответ, давно все сказано, — но никогда еще не было испытано или исполнено…

Вот и приступим мы, под вдохновением этих Христовых наставлений, к исполнению Его воли. Станем вчитываться в Евангелие с тем, чтобы понять; и все, что мы поймем, сразу же, как можно лучше, в правде нашего сердца, исполнить. И когда это будет сделано, то мы увидим, что бесконечно мно­гое, на что у нас нет ответа, вдруг получает ответ, делает­ся ясным, простым, убедительным. И тогда, если когда-либо встанет перед нами недоуменный вопрос, на который мы не можем ответить изнутри своего уже полученного опыта воли Божией, слова Господня, тогда прозву­чит нам новое слово, — но не раньше, чем мы исполним старые, давно нам постывшие слова. Аминь

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет