митрополит Антоний Сурожский

О богатом и Лазаре

6 ноября 1983 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Притча, которую мы сегодня слышали, так нам привычна, что мы часто не замечаем, как непосредственно она относится к нам. Мы очень богаты все, чрезвычайно богаты; если сравнить нас с людьми, живущими в разных других частях света, то материально мы так бога­ты, что должно бы быть нам стыдно, что мы не можем уделить большего на нужды других. А духовно — богаты духовной свободой, правом слышать о Боге, веровать в Него, поклоняться Ему; всеми возможностями ума и сердца мы так богаты. И вместе с этим мы так печально похожи на богатого, о котором сегодняшняя притча нам повествовала. Всё у нас есть — а как мало крупиц падает с нашего стола на долю тех, которые действительно обездолены. Обездолены материально, обездолены душевно, обездолены духовно — нищи во всех отношениях. А вместе с этим, это — люди, которых Бог любит не меньше, чем нас, люди, которых Он создал ласковой Своей любовью, чтобы дать им всё; но увы, как говорилось еще встарь в России: неурожай — от Бога, но голод — от людей… И вот, мы находимся в том же положении, как этот богатый человек: неужели только крупицы посыплются с наше­го стола на долю других? Неужели, когда мы проживем в довольстве, в благополучии, нас погребут, тогда как душа, изголодавшаяся по Боге, изголодавшаяся по полноте жизни, будет вознесена к престолу Господню? Ведь так ярко сказано сегодня в Евангелии: Умер Лазарь — ангелы его душу отнесли к престолу Божию; тело — что же от него оставалось? Больное, изголодавшееся, всё в струпьях — да, его погребли. Но это тело освободило душу на полноту жизни, и эта душа вознеслась к Престолу Господню.

И умер богатый; и его погребли торжественно, со славой. Опустили его тело в ту землю, к которой он был так привязан, в ту землю, которой он принадлежал. Потому что он не принадлежал ни небу, ни людям, а только этой земле; в нем ничего не было другого. И вот, он оказался лицом к лицу с вечностью, как каждый из нас окажется с вечностью, с живым Богом и с правдой вечной лицом к лицу. И он увидел Лазаря; и он увидел свою теперешнюю обездоленность; и он так привык властвовать над бедняком Лазарем, он так привык, что всё — для него, что он обратился к Аврааму с призывом послать этого Лазаря, несчастного, обездоленного на земле, обратно на землю, послужить его братьям: У меня братья еще остались в живых в доме отчем — пошли Лазаря; пусть сначала он омочит палец в студеной воде, чтобы меня облегчить — меня, который никогда о нём не вспомнил, никогда ничего для него не сделал; но на то он и Лазарь, чтобы служить мне, богатому! И потом пошли его обратно на землю, чтобы он предупредил моих братий о том ужасе, который их ожидает, если они на земле не опомнятся… И что же ответил Авраам? У них пророки, у них — Моисей; у них закон. И у них те свидетели вечности, которые с начала истории провозглашали Божию правду: пусть они их послушают… Нет! Если и из мертвых кто восстанет, они, может быть поверят. Старым письменам, книгам, пророкам, закону — они не верят больше…

Не относится ли это к нам? Как часто мы тоскуем о том, что­бы услышать какое-то новое слово от Бога, новое откровение; как часто мы обращаемся друг ко другу и говорим: Какова же воля Божия обо мне в тех обстоятельствах, в которых я сейчас нахожусь? И ответ должен был бы нам придти тот же самый, который пришел богачу: У вас всё — Ветхий Завет с законом и пророками; и сверх того свидетели Христовы из Нового Завета; и, кроме того, то именно, о чем ты просишь: Воскресший нам дал заповедь, Воскресший Христос нас уже научил, как жить… Прислушайтесь к тому, что Он уже сказал, исполните то, что уже Он поведал. И только тогда, когда раскроется ваш ум и сердце, путем исполнения заповедей евангельских, тогда в глубинах этого очищенного, просвещенного сердца непосредственно вы услышите Божий голос, говорящий вам, как поступить теперь. Но начать надо с исполнения того, что уже заповедано, и не просить новой заповеди для того, чтобы избежать исполнения давно известного и давно забытого. Вдохновимся мы, поэтому, из сегодняшнего чтения, к тому, чтобы вслушаться в евангельское слово, исполнить заповедь Господ­ню; и тогда в нашем сердце, без посредства Лазаря или пророков или никого прозвучит слово Святого Духа. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет