Митрополит Антоний Сурожский

О Божием даре

23 августа 1987 г.
Тема: Таинства   Место: Лондонский приход   Период: 1986-1990   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всю неделю мы проводим в полутьме, в сумеречном мире, где силы добра и зла соревнуются и соперничают, и где мы призваны быть солью, которая не даст этому миру загнить, быть живым свиде­тельством, что Бог пришел в мир, что победа над злом одержана и возможна всякая надежда; поистине, всё возможно силой Господа нашего Иисуса Христа, Который есть и наша сила. И когда, после целой недели этих сумерек, где свет и тьма борются, мы приходим в храм, должны бы случаться две вещи.

С одной стороны, это момент, когда мы вновь посвящаем себя Богу, потому что в Божественной литургии мы приносим дары двояко­го рода: мы приносим дар своих тела и души, дар самих себя; и это приношение должно быть неограниченным, но оно совершается в меру наших сил, которые должны бы возрастать изо дня в день через постоянство в преданности и верности Богу.

И мы тоже приносим Богу жертву святую и совершенную: жизнь и смерть Господа нашего Иисуса Христа, Его воскресение и вознесе­ние на небеса, и видение (?) того, чем мы призваны быть — все мы вместе, со всем тварным миром. Потому что в Воплощении Бог вос­принял во Христе не только человечество, Он воспринял всё, и видимое и невидимое; невидимое через Его Божественность, в Его че­ловеческой душе, и видимое через воплощенность, в том, что Бог облекается плотью и таинственно и дивно становится сродни всему, что материально, видимо, осязаемо: вся тварь, не только святые и грешники, но и всё тварное может смотреть на Христово тело и радоваться, потому что в Нем оно может видеть себя в славе.

И приходя к Богу, мы ожидаем дара благодати, ожидаем, что в нас изольется жизненная сила, так, чтобы мы могли стать подлинно новой тварью; не только тварью плоти и крови, не только созданиями, стоящими лицом к лицу со своим Творцом, но тварями, пронизанными силой и присутствием, подлинным взаимообщением с Богом, которое подается нам в таинствах.

Но принять святой дар мы можем только в той мере, в какой мы сами становимся приношением — хотя бы и только как сосуды глиняные, открытые для принятия святыни. В молитве перед освящени­ем Святых Даров священник говорит: «Обнови нас, молящихся Тебе, и сотвори хлеб сей Честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей — Честную Кровь Христа Твоего». Только в той мере, в которой мы при­носим себя Богу, чтобы Он нас наполнил, только в той мере, в какой мы высвобождаем себя от всякой вещи, противной Богу, хотя бы в на­мерении, хотя бы в борьбе, которую мы должны вести — только в этой мере мы можем принять дар.

Но дар не дается нам в исключительное пользование; он не дает­ся, чтобы мы владели, наслаждались им. Он дается нам, как зажигают светильник, как зажигают огонь, как правда, которая получает новую жизнь. Слава Богу — мы не общество людей, которые являются пленни­кам своих храмовых зданий, нашего малого, хрупкого христианского общества! Мы п о с л а н ы в мир быть Божиими собственными вест­никами, но больше того: через причастие Телу и Крови Христовым, быть Его воплощенным присутствием.

Когда мы причащаемся, мы ожидаем от Бога всего — но и Он всего ожидает от нас.

Задумаемся над этим; будем принимать открытым сердцем и откры­тым умом, всем нашим существом то, что Бог подает нам, н е для того, чтобы владеть и обладать этим, но чтобы давать, давать так же щедро, как Сам Бог дает: жизнь и смерть, нашу радость и наше горе, сокрушенность сердечную и надежду — всё давать во имя Божие, всякому, кто в этом нуждается. И этим мы выполним призыв апостола: Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов.

Аминь.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: