Митрополит Антоний Сурожский

О Церкви

18 сентября 1994 г.
Тема: Церковь   Место: Лондонский приход   Период: 1991-1995   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Есть два аспекта у Церкви. С одной стороны, Церковь — место прибежища, с другой — это место, откуда свет должен сиять на весь мир.

Церковь есть убежище в двух отношениях. Для тех из нас — и мы все в этом положении, — кто, как овцы растерянные, беспомощные в своей борьбе за вечность и святость в себе самих; для тех из нас, которые нуждаются в защите, во вдохновении, в помощи, это место пристанища: сюда мы приходим. И это собственное Божие место; здесь мы в безопасности, и мы не только защищены, но мы тоже слышим, как Бог говорит нам в Евангелии. Мы можем обращаться к Нему с молитвой всего христианского народа, даже если кто-то из нас в одиночку не находит слов, не находит пути молиться Богу, потому что внутри у нас пусто, потому что мы сломлены.

И в другом смысле тоже Церковь есть убежище. Это стало так ясно в странах, где все верующие подвергались преследованию, где Бог был поставлен вне закона, где Он не имел права существовать, где Он, насколько это было возможно, был стерт из умов и сердец людей. Церковь там выстояла только потому, что какие-то люди с риском и ценой собственной жизни остались Богу верными, и храмы стали прибежищем для Бога преследуемого, отвергнутого, ненавидимого, поставленного вне закона. В каком-то смысле, когда мы стоим в храме, мы стоим вместе с Богом, Который знает всю нашу трагедию, ибо Он тоже отвергнут, тоже преследуем и знает, что мы тоже нуждаемся в Его помощи; мы с Ним заодно.

Но, с другой стороны, Церковь — это место подобное крепости. Мы встретили здесь Бога в причастии или просто помолились Ему, мы услышали Его слова, обращенные к нам, и теперь мы уже не те люди — мужчины, и женщины, и дети, — которыми пришли сюда, потерянные и нуждающиеся в помощи, в защите. Теперь мы такие люди, которым Господь, несмотря на нашу хрупкость, говорит: Я посылаю вас, как овец среди волков[1].

Да, мы остаемся хрупкими. В каком-то смысле мы остаемся беспомощными, но мы можем идти в мир, провозглашая, что Бог — стена крепости; провозглашая всему миру, что нет никого, кто не любим Богом; провозглашая всякому, как бы безнадежно ни было его состояние грешника или просто человека, что выход есть. Это мы должны помнить. Мы приходим сюда, чтобы получить силу; мы приходим сюда, чтобы получить утешение, поддержку, помощь. Но мы должны отсюда выйти, как говорит апостол Павел, в силе Господней: не измеряя нашу хрупкость, нашу слабость, не сравнивая ее с опасностями и трудностями жизни, но в уверенности, что Бог будет с нами, в уверенности, что, куда бы мы ни пошли, мы можем принести слово правды, мы можем быть выражением Божией любви, мы можем быть Божиим присутствием; не потому что мы достойны Его, но потому, что через Крещение, через Миропомазание мы стали местом вселения Святого Духа.

Мы можем идти отсюда в мир и смело, и смиренно; и если встретим кого-либо, кому нужна надежда, мы тому должны дать надежду; кому нужно сострадание — тому дать сострадание; кому нужно мужество — должны дать мужество: не наше, а Божие. И тогда Церковь будет тем, чем она должна быть: местом, куда мы приходим хрупкими, чтобы принять Божественную силу от Господа, Который знает все о нашей слабости и хрупкости, но Который тоже есть сама сила.

Аминь.

Пер. с англ. Т. Майданович.

 

Опубликовано: Труды. Книга 3. — М.: «Практика», 2019; Cathedral Newsletter № 277. 1994, октябрь; Журнал Московской Патриархии. 1997. № 8.

 

[1]  Мф 10:16.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: