митрополит Антоний Сурожский

О грехах

20 августа 1995 г.
Тема: Исповедь, Грех   Место: Лондонский приход   Период: 1991-1995   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Очень часто люди снова и снова при­носят на исповедь грехи, в которых они каялись прежде. Священник не знает, что с этим делать; не знает и тот, кто приходит на исповедь. Похоже, что че­ловек просто во власти у этих грехов.

И вот я хочу напомнить вам (не напомнить, потому что для большинства из вас это не напоминание, а предостережение), что когда приходит старость, то наступает момент, когда мы не можем оттолкнуть, отвергнуть мысли, встающие в нас. И тогда мы стоим перед лицом воспоминаний, которые для нас — ужас.

Вспоминается пожилая женщина, которая пришла ко мне и сказала: «Не знаю, что мне делать. Я не могу больше спать. Когда ночь наступает, воспоминания о прошлом поднимаются во мне, и всегда это воспоминания о зле, воспоминания о грехе, воспоминания об уродстве, и я не знаю, что делать. Я обращалась к вра­чам, — они дали мне снотворные таблетки. Но вместо того, чтобы вылечить меня, они превратили эти воспоминания в бред, против которого я уже ничего не могу».

Я сказал ей: «Слава Богу за это. Бог дает нам пережить нашу жизнь снова и снова — не в том смысле, что мы возвращаемся обратно к жизни после смерти, в перевоплощении, но раз за разом память о прошлом встает в нас и требует нашего внимания, как будто Бог говорит нам: вот что случилось в твоей жизни. Этот грех ты совершила; эти слова, жестокие, грубые, ты кому-то сказала, ты ранила душу и того человека, и другого. Как ты теперь к этому относишься? Когда ты грешила двадцать, тридцать, сорок лет назад, ты, очевидно, не понимала о жизни многого, что понимаешь теперь. Но теперь, обогащенная годами опыта — что бы ты сделала? Если бы тебя снова перенесли в то мгно­венье, которое сейчас возвращается к тебе кошмаром, бредом — что бы ты сде­лала? Сделала ли бы то же самое? Согрешила ли бы точно так же?.. Вместо того, чтобы бежать от воспоминания, вернись в это мгновенье; посмотри на него глу­боко, так глубоко, как только можешь, и спроси себя: теперь, со всем богатст­вом опыта многих лет жизни, сделала ли бы я то же? произнесла ли бы те же слова? изранила ли бы я человека, как сделала тогда?.. И если можешь сказать от всего сердца, от всего помышления, от всей души, всей решимостью: «Нет, это было бы теперь невозможно» — значит, грех, который возвращается к тебе в воспоминании, провалился в небытие.

Но пока ты не можешь исповедовать его Богу и самой себе, пока ты не можешь признать его за зло и отвергнуть его всем твоим существом, это не грех прошлого, он остался грехом твоего настоящего, твоей сегодняшней грехов­ностью — и ничем иным.

И еще один пример приходит мне на ум. Умирала старая женщина; она исповедовалась, и я чувствовал, что чего-то не хватает в исповеди, и сказал ей: «Пре­жде чем я дам вам разрешительную молитву, скажите: со всеми ли вы в мире?» И она ответила: «Со всеми, кроме одного человека. И этому человеку я не прощу никогда». Я сказал ей, что в таком случае не могу дать ей разрешительной молитвы и не причащу ее. «Но я не могу умереть в вечную смерть!» — «Вы так и умрете, если только не исправите свою жизнь теперь, перед тем, как смерть пришла на вас. Я даю вам час. Через час я вернусь, и вы должны будете дать от­вет на мой вопрос».

Я вернулся через час. Она меня встретила сияющим взором и сказала: «Спа­сибо, что вы не были снисходительны ко мне. Я позвонила человеку, которого ненавидела годами, и мы примирились. Он скоро придет. И теперь я могу сказать, что я простила ему из глубины своего сердца, всем своим существом». Тогда я дал ей разрешение и причастил ее, и, повидавшись с этим человеком, она умер­ла в мире.

Я рассказываю вам эти примеры, потому что думаю, что не надо нам ждать часа смерти, не надо нам ждать старости, которая сделает нас жертвами этих жутких воспоминаний, этого греховного бреда, о котором мы думали, что он при­надлежит прошлому, но который остался настоящим.

Задумаемся над этим. И когда поймем, что на исповеди мы скажем: «Отче, я снова сделал то-то и то-то», остановимся перед тем, как идти на исповедь и спросим себя: как случилось, что я не раскаялся? Как случилось, что этот грех — всё еще мое настоящее состояние?.. Спросим себя: почему, каким образом он стал та­ким всесильным надо мной? — и после будем действовать. Действовать страстно, действовать смело, чтобы освободиться от вещей малых или больших.

И если мы не делаем этого каждый раз, как грех всплывает из глубин памя­ти или из глубин души, придет день, когда это встанет перед нами в старости так, как   случилось с этой женщиной. Она отделалась от всего этого, пото­му что поняла — но, сколько людей не понимает!

Будем же со всей нашей энергией, со всей смелостью стоять перед лицом на­шего прошлого, перед всем, что в нём есть — и очистим его. Потому что пока это прошлое не очищено, оно всё еще наше настоящее.

Милость Божия да будет с нами, и свет Его да знаменуется на нас. Благодать Божия да приведет нас в истинное покаяние и в новизну жизни. Аминь.

Опубликовано: Соборный листок № 288, сентябрь 1995.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет