Митрополит Антоний Сурожский

О грехе

10 декабря 1967 г.
Тема: Исповедь, Грех   Место: Лондонский приход   Период: 1966-1970   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Приближается праздник Рождества Христова, и каждому, наверное, хочется встретить этот праздник чистым сердцем, приобщиться его радости и войти в него неоскверненным. И вот, готовясь к этому очищению души и тела и всего нашего существа, нам надо помнить, что малых грехов нет.

Есть ГРЕХ, потому что грех — это отделённость. Важна отделённость, а не причина её, пусть малая — она тут. Когда два человека поссорятся, большей частью это бывает по причине, которая не стоит того, чтобы люди навсегда разошлись; но раз это случилось — разобщённость водворилась между людьми и они разделены. В этом существо греха; грех, это трещина в нашей душе; важно ли, чтобы трещина была большая или маленькая? Когда у нас есть сосуд какой-нибудь, достаточно того, чтобы тонкая, даже незаметная трещина прошла по нему, и уже он не может держать влаги, она вытекает, а внутри остаётся пустота, всё высыхает и умирает.

Напоминая нам об этом, один из русских подвижников, мало известный юродивый 19 века, как-то образно пояснял это двум женщинам, которые пришли к нему с покаянием и за духовным советом. У одной на душе был один тяжелый грех, который её удручал и не давал ей покоя, отнимал у неё даже надежду на милость Божию, а другая пришла, как столько людей приходят на исповедь: «Всем виновата, да ничего особенного на душе нет». Юродивый дал каждой поручение: первой пойти в поле и найти самый большой камень, который она способна будет поднять и принести к нему, а другой в том же поле набрать в фартук сколько может камней и тоже принести. А когда они явились перед ним, он сказал: «Хорошо, первую часть моего поручения вы исполнили, а теперь исполните вторую — каждая из вас пусть пойдет и каждый камень, который она подобрала, положит точно в том же положении, в котором он был в поле, так, чтобы поле вернулось к той цельности и нетронутости, в которой оно было до того, как вы в него пошли». Та, которая принесла камень тяжелый, единственный, удручавший её всю дорогу, дошла до места легко, легко нашла место, где он был, без труда положила его туда, где он лежал раньше, глубоко врезываясь в плоть земли, а другая ходила и ходила, и не могла найти места, куда положить бы ей собранные камни. Вернулась с полным фартуком и говорит юродивому: «Не знаю». Он на неё посмотрел и сказал: «Так ты не можешь отделаться и от малых грехов твоих, тогда как твоя подруга от своего единственного тяжелого греха в несколько мгновений покаянием, возвращением назад, смогла очиститься».

Подумаем об этой притче, потому что она для нас чрезвычайно важна. Те из нас, у которых лежит на душе грех, который действительно мучает, который действительно врезался в память и в сердце, если боль, стыд, покаяние, желание свободы и исцеления дойдут до нужного предела напряжения, те этот грех смогут положить в сторону и вернуть душе её поле нетронутым. А те, которые по миру собирали десятки грехов, на которые они не обращали внимания, которые они забыли, которые только постепенно собирались один к другому, делая душу тяжелой, безрадостной, удрученной, те нелегко положат их на прежнее место, нелегко им будет вернуть свою душу, по мелочам потерявшую свою цельность.

Не приходите на исповедь, говоря: «Всем согрешила, всем согрешил», потому что это ложь, и больше чем ложь. Это показывает глубочайшее безразличие к тому, что такое грех. Не говорите тоже: «Только мелкие грехи» — из этих мелких грехов может собраться такая ноша, которой не поднять в день суда, в час смертный.

Будем в эти дни, короткие недели, которые нас отделяют от Рождества Христова, пользоваться временем, воспоминанием ума, воспоминанием сердца, всей своей чуткостью, чтобы обнаружить, достойно оценить как грех самое малое, что нас делает чужими друг другу, чужими Богу, оскверненными, треснутыми, и принесем покаяние, т.е. отречемся от этого и начнем искать способа каждый из этих грехов исправить, каждую неправильность выправить, и тогда мы сможем встретить Христа, приходящего ради покаяния нашего, ради спасения нашего. Тогда мы сможем встретить Христа с радостью без этой удручающей ноши или с готовностью ради одного Его слова её сбросить с плеч и никогда уже больше не поднять. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет