митрополит Антоний Сурожский

О любви

5 августа 1979 г.
Тема: Любовь   Место: Лондонский приход   Период: 1976-1980   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каждый раз, когда Евангелие повествует нам о чудесах исце­ления, которые совершил Господь, рассказ предваряется словами: и милосердовал Господь о людях… — и затем только евангелист приступает к рассказу о том, что случилось.

И эти слова о том, что Господь милосерд, что Он умилился сердцем, что сердцем Он пожалел, что ласковое чувство радости Его побудило помочь людям Своим, являются центром, сердцевиной Его чудес. Его чу­деса, правда, являют Его Божество, являют силу, которая Богом даётся людям на творение непостижимо великого, но никогда они не являются попыткой Себя Самого доказать, иди доказать что бы то ни было; это всегда дело милосердия, дело жалости, дело ласки сердечной, Божественной ласки к человеку.

И вот часто спрашивают люди: почему среди нас так мало происходит того, что повествуется в Евангелии? Почему не оживают души? Почему чело­век, который был всем плох, не делается вдруг живым человеком, наследником Царства Божия? Почему телом, душой мы продолжаем так болеть, когда нам всё дано?.. Не потому ли, что нет в нас того милосердия, той сердечной ласки, той способности со­страдания, которые были во Христе, и когда мы приступаем, даже в молитве, даже в делах милосердия, которые мы, на самом деле, творим, к тому, чтобы исполнить евангельскую заповедь, или, вер­нее, обетование — не хватает в нас того потока любви, который есть полнота жизни?

Ибо любовь — не чувство; любовь — это торжество жизни, переливающейся через край, торжество жизни такое великое, такое мощное, что человек, который ею охвачен, уже не думает ни о жизни, ни о смерти, а отдает свою жизнь и дарит свою смерть всякому, кому она может быть нужна.

Задумаемся над собой; мы краем души, краем сердца способны пожалеть человека; мы способны захотеть ему доброго; мы способ­ны приложить к тому некоторые усилия — но только краем сердца и краем души; не всей душой, не всем сердцем, не всей жизнью, не всей смертью. И как часто не хватает у нас терпения, простого человеческого терпенья дождаться до момента, когда совершится над человеком чудо; когда согретый любовью, обвеянный лаской, укрепленный нашей верой него, он станет спо­собным жить новой жизнью… Мы спешим; мы хотели бы, чтобы с первого слова человек обновился, чтобы малая наша, самая малая забо­та могла ему дать веру в любовь, веру в человека, веру в Бога, веру в себя самого — и этого не  бывает… Не бывает, потому что живём мы по отношению один к другому только краем души; мы готовы помочь друг другу только поскольку это нам не в тягость, и только поскольку это не отнимет у нас ни времени, ни покоя нашего.

Христос не так относился к людям; Он умел жалеть всей жизнью. Он умел жалеть всей душой, всем Собой, и Он это доказал и жизнью Своей и смертью Своей… Если мы не научимся от Него так любить, так жалеть, так сострадать, то наше христианское общество, малая наша община, еще меньшие наши семьи и содружества останутся такими же бес­плодными, какими они часто бывают: всё есть — не хватает только любви! И потому что её нет, всё превращается в пустыню и всё теряет смысл…

Подумаем, каждый на нас, об этом, и спросим се­бя, как мы ответили бы Христу, если бы Он нас спросил: Хватит ли у тебя любви, состраданья, жалости, милосердия, вот на этого, единственного человека — но столько, сколько ее нужно будет: до конца?… Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет