митрополит Антоний Сурожский

О наинской вдове

15 октября 1972 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В чудесах Христовых открывается богатое и изумляющее нас отношение Бога к нашей земле и к нам, людям. С одной сто­роны Его состраданье — не только способность любить и жа­леть как бы извне, но сострадать вместе с нами, глубже нас, — потому что Он бездонно глубок — глубже нас пережить страданье, скорбь и ужас, порой, нашего земного бытия. В се­годняшнем рассказе мы слышим, что жалко стало. Христу этой матери, вдовы, потерявшей единственного сына, жалко, больно, потому что не на то Он творил мир, не на то рождался чело­век, не на то мать его произвела на свет, чтобы преждевре­менно он умер. И в этой жалости Христовой, в этом сострада­нии Христа, способности вместе с нами страдать нашим стра­данием открывается одна из сторон Божьего отношения к нам и к миру. Но с другой стороны все эти чудеса, вся эта забота, тревога о мире не говорит ли о том, что Богу так же дорога земля, как Ему дорого небо? Мы всегда думаем о Боге как бы об оторванном от земли, о Боге небесном. Но это неправда: земля Ему бесконечно дорога.

Один из Отцов Церкви говорил о том, что имя «Отец» более значительно и более правдиво говорит о Боге, чем слово «Бог». Потому, — говорил он, — что слово «Бог» указывает на различие, на расстояние, на то, что мы и Бог чем-то раз­делены — природой, святостью, но в слове «отец» указывает­ся близость, родство. И вот во Христе, Христом нам Бог от­крывается как Отец, ничто земное Ему не безразлично, не чуж­до. Он создал небо и землю равно, Он равно живет земной и небесной жизнью, сначала творческой любовью и водительством, а затем и самым воплощением Слова Божия. Земля и небо со­единились, Бог и тварь стали родными друг другу, мы стали для Бога своими и Он для нас стал свой. Христос по человечес­тву нам родной, Он нам брат, и отношение Божье к земле долж­но быть и нашим отношением — зоркой, зрячей любовью должны мы вглядываться в судьбу земли. Дела Божии на земле превос­ходят все то, что мы можем совершить, все, что мы можем надеяться сотворить, и, однако, в нас и через нас Он творит де­ла поистине Божественные. В сегодняшнем рассказе мы слышим о том, как Спаситель воскресил, вернул к жизни земной, вклю­чил в земную трагедию и радость человека, который прошел через нее и теперь от нее почил. Он вернул человеку жизнь, временную, бурную, сложную, чтобы он в этой жизни творил — не просто прозябал, а творчески жил и действовал. Нам тоже дано, если мы только этого захотим искренним сердцем, если мы только приложим к тому творческое и, порой, крестное усилие, возвращать к жизни людей, которые для этой жизни умерли, лю­дей, которые потеряли надежду, и продолжают существовать, но больше не живут, людей, которые потеряли веру в Бога, веру в других людей, веру в себя, и которые живут во мраке и отчаянии. Нам дано возвращать к жизни тех, которые жизнь потеряли, для которых осталось одно мертвое, серое, тусклое существование. Этим мы действуем вместе с Богом, и вернуть человеку веру в себя, веру в человека, веру в Бога, веру в жизнь так же важно, как его вернуть к жизни, подобно тому, как совершил чудо Христос. Аминь.

Опубликовано: «Воскресные проповеди». – Таганрог: Издатель Е.А.Сухова, 2003.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет