митрополит Антоний Сурожский

О пастырстве

9 февраля 1983 г.
Тема: Евангельские притчи, Пастырство   Место: СССР   Период: 1981-1985   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Этими словами начинается всякая проповедь слова Божия, всякое пояснение слов Господних, слов Самого Бога, ставшего человеком; и с каким благоговением должен проповедник и эти слова: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» говорить, и то, чем он хочет поде­литься с паствой единого Пастыря, единого Бога и Господа нашего. Но также с каким благоговением нам надо и слушать это слово! Спа­ситель в Евангелии говорит нам: «От слов своих оправдишься и от слов своих осудишься»; а в другом месте Священного Писания нам говорится: «Блюдите — берегитесь — как вы слышите слово Божие, ибо не слышатели слова, а творящие слово Божие спасаются и достойны называться христианами», т.е. христовыми – собственными учениками Христа, Его друзьями, Его родными, приближенными.

Мы сегодня празднуем день святого Иоанна Златоустого; и в одном из своих поучений он нам говорит, что воздавать честь свя­тому одними молитвами, одними церковными песнопениями недостаточ­но. Если мы действительно поражены величием его жизни, его святым обликом, то мы должны от него научиться, как жить, а не только восхвалять его за то, что он сумел быть верным по­следователем Христа. И это относится равно к нам, пастырям, и к вам, детям Церкви Христовой. Страшные слова говорятся в Священном Писании о пастырях недостойных: «Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением…» Как страшно пастырям перед такими словами стоять и испытывать свою совесть! Как страшно думать, что словом пастырь может быть крепок и истинен, но жизнь его свидетельствует, что он изменник Христу и обманщик людей. И как страшно слышать слова, которые я уже упомянул: «От слов своих оправдишься и от слов своих осудишься…» На Страшном суде каждый из нас, пастырей, станет перед Господом, Пастыреначалъником, Который жизнью Своей проповедовал, а не одним словом, и тогда сказано будет нам: «Сколь­ко ты правды сказал, какие глубины ты познал из Евангелия, из уче­ния святых Отцов — а жил ли ты согласно тому слову, которое пора­зило тебя в сердце и которое ты проповедовал людям?..» Страшно думать о том, что каждый раз, когда священник провозглашает Божие слово, благовестие Божие о спасении, он становится перед судом Божиим и или оправдится, или осудится перед Христом за то, как он жил.

Но это относится в равной мере и к тем, кто это слово слышит: «Блюдите, как вы слышите слово Божие…» Есть притча в Евангелии о том, как вышел сеятель сеять. Одни семена упали на каменную почву дороги, где были сразу поклёваны птицами. Они погибли, и росток не родился, они были напрасны… Неужели кто-нибудь из нас, слыша слово Христа о том, как Бог возлюбил мир, как Он нас учит жить, не вступит в путь заповедей Божиих, не сделает всё, что в его си­лах, для того, чтобы жизнью показать Богу, что не напрасно Христос страдал и умирал на кресте ради каждого из нас? Вся жизнь наша должна стать знаком, свидетельством нашей благодарности Богу за Его любовь, за Его страсть, за Его Крест, за сошествие в ад ради спасения погибших: в ад земной и ад преисподней…

Другие семена упали на почву, которая была неглубока; они быстро взошли, потому что почва была сырая и сразу их напоила вла­гой, но она была неглубока; корни быстро, быстро столкнулись с камнем, и росток, который мог бы дать такую богатую жатву, погиб, засох.

Другие семена пали среди терний, среди сорной травы, и сла­бый росток был заглушен. Эта сорная трава, разумеется, не вещест­венная трава наших полей и оврагов; это та трава сорная, которая произрастает в наших сердцах от нечистой, недостойной жизни: злоба, зависть, ревность, холодность души, окаменение сердца, забывчивость, небрежность — что только ни назовешь, страшно делает­ся. И вот эти страсти, эти наши переживания, которым мы постоянно себя отдаем, которым раскрываем свое сердце, свой ум, свою память, которые волю нашу делают злой — эти сорные травы так лег­ко могут заглушить живоносное, чистое, прекрасное Божие слово — потому что Божие слово не просто, Божие слово не соответствует нашим каждодневным мечтам и желаниям. Бог нас зовет быть великими, быть чистыми, быть святыми, быть достойными той любви, которую Господь Крестом проявил к нам.

Станем же мы той доброй почвой, о которой говорит Господь: все мы — и пастыри, и пасомые; все мы дети Божии, за всех жил, учил и умирал Господь. Станем такой почвой, чтобы каждое слово пало бы и было воспринято не с восторгом, а с любовью, и пустило бы глубокие корни; и когда будет прорастать первый росток вечной жизни, чистоты, святости, любви, веры, надежды, будем этот росток охранять всеми силами, чего бы это ни стоило, — а порой стоит это дорого. Посмотрите на жизнь святых: как много они трудились, как героически они защищали Божие слово, точно святыню. Будем и мы учиться у них.

Но помните: пастырь будет таков, каково стадо, и стадо будет таково, каков пастырь, потому что мы составляем одно тело, одну жизнь, одну душу; мы, пастыри, должны подкреплять каждого из вас живым словом правды, но должны всей жизнью — и открытой нашей жиз­нью, и потаённой, той, что происходит в глубинах нашего сердца, быть достойными того слова Божьего, которое мы провозглашаем.

Но вы, зная, что и пастырь — человек, что и у него слабость, должны всеми силами его ограждать от падения, от соблазна, от раздражения перед службой, от горечи, чтобы не казалось ему, будто напрасно он трудится и напрасно проповедует. Апостол Павел говорит, что верующие должны так заботиться о пастыре, чтобы он свое дело совершал с радостью, а не с воздыханием. Поможем друг другу: пас­тыри — святой жизнью, которая давала бы силу их животворному слову, слову Христа; а вы помогайте им вырасти в ту меру, к кото­рой призывает нас Пастыреначальник Господь, стать как бы иконами Спасителя Христа, прожить такой жизнью, чтобы верующие и неверую­щие могли увидеть в нем спасителя, сеющего доброе семя и жизнь свою — всю, без остатка — отдающего за тех, за которых умер Господь. Аминь.

Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.

Труды. Т.1. — М.: Практика, 2002

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет