митрополит Антоний Сурожский

О Православии и русском рассеянии

5 февраля 1983 г.
Тема: Православие, Русская эмиграция ХХ века   Место: СССР   Период: 1981-1985   Жанр: Беседа

Приветствие о. Настоятеля:

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко! Всякий раз, когда наш Минский Свято-Духов кафедральный собор посе­щают паломники, наши сердца бывают преисполнены духовной радости, потому что в общении верующие люди получают утверждение братства в союзе любви и мира. И понятно, почему пророк и псалмопевец Давид мог говорить: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем…» Но торжество сегодняшнего дня неизмеримо более значительно, потому что в этот нареченный и святой день, по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Белорусского, Патри­аршего Экзарха в Западной Европе, мы встречаем высокого гостя, видного иерарха Русской Православной Церкви, митрополита Сурожской епархии, управляющего православными приходами юрисдикции Московско­го Патриархата в Англии. В вашем лице мы принимаем святителя Церк­ви Божией, доброго пастыря и учителя, крупного ученого богослова, замечательного проповедника нашего времени, благовествующего мир и проповедующего слово Божией истины. Гряди же, Владыко святый, в храм Господень, вознеси молитвы о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих Церквей, о граде сем и живущих в нем, и преподай благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святого Духа. Исполла эти деспота!

Приветствие Высокопреосвященного Митрополита Филарета:

Ваше Высокопреосвященство, дорогой и зело возлюбленный брат, владыко Антоний! Намерение наших сердец — уже давнее, чтобы встре­титься здесь, в Минске, в Белоруссии, и совместно совершить Божест­венную службу, вместе помолиться о паствах наших православных, в далекой от нас Англии, но близкой и родной для вас, и о пастве белорусской, и вот, наконец, это исполнилось, и я благодарю Гос­пода, что Он направил стопы Ваши в наш град, и мы в эти дни имеем общение духовное — хотя оно и постоянно: постоянно выезжая в Европу, я говорю своей пастве об этом, прошу напутственных мо­литв, и испрашиваю их согласия на духовный привет, который я всег­да передавал — и Вы можете это засвидетельствовать — нашим право­славным людям. Замечательно, что существует в Церкви такое положе­ние, такое предание, что патриарший Экзарх имеет в какой-то степе­ни попечение о пастве Русской Церкви за рубежом; необходима эта духовная и непосредственная связь через человека — не через письма, указы, постановления, а эта живая связь; и она двустороння, и она полезна и необходима обеим сторонам. И мы всегда с любовью встреча­ем здесь, вот на этом клиросе стоящих паломников из разных стран Европы и мира, и всегда их с любовью и миром приветствуем; и раду­емся, что всё новые и новые люди узнают о нашей Белоруссии, об этой доброй земле, многострадальной, пережившей много горя и кровью орошенной, мужественно отстоявшей свою свободу и отеческие предания. И вот сегодня, дорогой Владыко, я хотел сказать эти немногие слова и ими выразить всю нашу большую любовь Христову и к Вам, как к че­ловеку, известной нам личности, посвятившей свою жизнь подлинно апостольским трудам, а через Вас и к пастве Вашей, лондонской и английской, которой Вы передадите привет, и от имени которой сейчас мы хотим услышать из Ваших уст приветствие и целование во Христе.

Ответ митрополита Антония:

Прежде всего я хочу поблагодарить Владыку митрополита за его ласковые, искренние и братские слова. Мы давно знакомы; нас связы­вает теперь уже долгая и крепкая дружба, и мне особенно было ра­достно служить и молиться в его соборе. В каком-то смысле, по отношению к Западу, он унаследовал всю мою паству: как Экзарх, он является главой Западной Европы, Экзархом которой я был в течение почти 15-и лет; и радостно нам, в Англии особенно, знать, что по­печение о нас Русской, родной нам Церкви, поручено человеку, кото­рого мы глубоко любим, которого почитаем, которому верим до конца, полным, радостным доверием.

В тропаре русским святым говорится, что христиане на нашей родной земле являются как бы плодом сеяния Господня. Сеялись свя­тые в жизнь и в смерть, и подвигом всей жизни и всей своей смерти они сделали нашу землю таинственно, порой невидимо, а порой так явственно, Святой Русью. И это сеяние продолжилось еще шире в наш век, когда пять миллионов русских людей оказались за пределами родины, бывшей им матерью и оставшейся для нас матерью, любимой, хотя далекой и годами нам недосягаемой. Не напрасно эти миллионы, поколения моих родителей и моего собственного поколения, оказались в далеких краях, рассеянными по всей земле, потому что нам надле­жало принести во всю землю торжественное, ликующее благовестие православной веры, веры чистой, веры пламенной, веры в воскресе­ние Господне, веры в крест — и в то, что нам дано за Христом идти, отдавая наши мысли и наши сердца и нашу жизнь — а порой и нашу смерть — тем людям, которым нужна правда Божия и истина Господня.

Говоря, в частности, об Англии — туда, между 19-м и 23-м годами прибыло около 600 русских людей. Как мало… Из них оста­лось еще меньше. Те, кто прибыл туда взрослым, склонились к земле и костьми легли в чужой земле (хотя не совсем чужой, потому что каждого русского мы погребаем в английской земле хоть со щепоткой русской земли, привезенной с нашей родины). Но не напрасна оказа­лась их жизнь, скорбная, одинокая жизнь изгнанников, жизнь людей, вся любовь которых устремлялась к родной земле, куда им не было возврата. Их дети унаследовали Православие; внуки, правнуки оста­лись православными. И не только они: наше слово прогремело, действительно сейчас прогремело по всей стране; наши храмы умножились, инославные люди всех вероисповеданий теперь к нам приходят молиться и укрепиться в вере, и зажечься надеждой, и об­новиться радостью, и почувствовать православную русскую любовь. Некоторые, довольно-таки многие, после долгих лет общения с нами в молитве, в братской любви делаются православными — теперь их десятки, сотни; а другие, оставаясь членами собственных общин, приносят от нас в собственную церковь благовестие, которого там не хватает.

Один из подвижников нашего времени определил Православие так: «Быть православным означает знать Бога лично, в личном опыте, Каким Он есть, и поклоняться Ему достойно Его святости…» И вот в растерянный западный мир, где вера колеблется, где бесконечное количество сект и движений стараются восполнить то, что было потеряно с разделением, с отделением от Православной Церкви, бесчисленное множество людей теперь оживают этой верой. Наша вера, наше слово проникает теперь всюду, проникает книгами, которые мы пишем, проника­ет лекциями, которые мы читаем; недавно я писал нашему Владыке Экзарху, что за 34 года, что я в Англии служу священником и из них — 25 лет епископом, я прочел свыше десяти тысяч лекций в инославных общи­нах, храмах, студенческих группах и братствах всех вероисповеданий… Слышат они слово наше не только тогда, когда приходят к нам или когда зовут нас к себе; мы проникаем в самые их дома, потому что много, много раз мне приходилось выступать по радио и телевидению и говорить там людям о нашей православной вере в их домашней обста­новке. Случилось мне проповедовать в Лондонском порту и в порту одного из городов Шотландии, на улицах Оксфорда — большого универси­тетского города, приходилось мне читать лекции на медицинских факуль­тетах — потому что им известно, что до священства я был врачом, сначала пять лет в армии, а потом и в Париже.

И это все делает наше рас-сеяние подлинно сеянием. Да, Господь нас взял, как зерна, и кинул во весь мир. Зерну одиноко, зерну больно как бы умирать, — и больно было тысячам наших стариков умирать далеко. Но когда смотришь на плод их жизни, на то, как они научили не только своих молодых, но и инославных, докторов, сестер милосер­дия в госпиталях, где они умирали, знакомых, как жить пламенной верой, неугасающей надеждой, ласковой, неумирающей любовью, и как умирать с верой, идти в вечность с радостью на лице о том, что пришло время встретить возлюбленного Господа и встретить­ся с теми, с кем разлучила земная жизнь — западные люди чему-то глубокому учатся и благодарят Бога. И обращаются они к нам, и мы им отвечаем, свои они или чужие. Мы призваны принести Евангелие Божие, благовестие, новую жизнь, и эту жизнь мы приносим всем, кто только обратится к нам. Мы не поступаемся нашей верой, но свидетельствуем эту веру везде, с радостью. И сейчас, хотя в Англии вероисповедания Запада начали слабеть под натиском различных миро­воззрений, наша Православная вера и Православная Церковь — единст­венная, которая ровным шагом, медленно, но верно растет.

Но мы можем жить только потому, что у нас есть корни во Святой Руси. Те из нас, кто достаточно стар, чтобы принадлежать еще по рождению, по детству родной земле, знают, что вся сила их от этой родной земли, как в древних былинах богатырь находил силу, когда мог коснуться земли отцов, потому так дорого для нас, рожденных русскими, посещать родную, нашу русскую землю, и потому так значительно для всех — второго, третьего, четвертого поколения — и для инославных, ставших православными, посещать Русь и погрузить­ся в молитву в наших храмах, посетить святыни, преклониться перед мощами святого Сергия, святого Никиты Новгородского (его же ныне день), коснуться того, что уже принадлежит вечности.

И вот я вам приношу от имени всех нас православных глубокую любовь и благодарность. Мы молимся о земле русской, мы знаем ее подвиг; те из нас, кто участвовал в войне, до глубины понимают, что значат годы войны и для Белоруссии, и для других частей нашей родины. Мы любим свою родину; те из нас, кто ей принадлежит по крови, и те, для кого Православная Русская Церковь стала матерью, и, значит, все вы — братья, сестры, родные нам. Да благословит вас Господь за вашу любовь, за ваши молитвы, за то, как вы нас принимаете, никогда не взирая на нас, будто мы чужие, а чуя, что мы принадлежим одной Церкви, что мы братья и сестры по крови: не по земной крови только, а потому что мы приобщены Плоти и Крови Христа. Одна Кровь бежит по нашим жилам — Христова, одна Плоть облекает наши кости — Христова. Мы — тело Христово, мы посланники Божии, мы тело Христово, порой ломимое за спасение мира, а порой являющее славу и победу воскресения. Будем верить в эту победу. Христос воскрес, и Божия победа в нас, над нами одержана, и через силу благодати, в немощи нашей, будет одержана и над всем миром, за который умер Господь, ради которого Он воскрес. Аминь!

Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.

(кроме приветствия о. Настоятеля)

Слушать аудиозапись: О Православии и русском рассеянии , смотреть видеозапись: нет