митрополит Антоний Сурожский

О причащении и исповеди. Часть 4

Радиопередача Би-би-си с прот. Сергием Гаккелем
30 сентября 1995 г.
Тема: Таинства, Исповедь   Место: СМИ, Интервью для России   Период: 1991-1995   Жанр: Интервью

Очень важный момент — это приготовление к принятию Святых Таин. Как часто человек может себе позволить такое приготовление, такое причащение?

Приготовление не требует никакого особенного времени. Это процесс, который постоянно в тебе происходит. Помню, отец Александр Ельчанинов в своих записках говорит, что в момент, когда ты получил прощение грехов на одной исповеди, уже начинается подготовка к следующей исповеди. То есть в течение всего времени, которое отделяет одну исповедь от следующей, ты должен быть внимательным к своему внутреннему миру, ко всем своим действиям, всем отношениям и постоянно произносить над ними суждение и, порой, осуждение над собой. И ничего не забывать, с тем, чтобы, когда вновь придешь на исповедь, ты принес бы покаяние во всем. И тут очень важный момент в том, что бывает: вдруг восчувствуешь свой грех, и в тот момент ты глубоко ранен и потрясен этим грехом, в тебе сильное отвращение к нему. Если бы ты пошел на исповедь в этот момент, ты мог бы исповедоваться со слезами в очищение. Но если приходится переждать, скажем, неделю, а порой месяц, и два, и три, ты не можешь пронести через эти сроки это живое потрясающее чувство. Так что ты должен пережить свое покаяние в момент, когда оно тебя обожжет. А затем придешь на исповедь и скажешь: я это осознал, это меня обожгло, и теперь я приношу это Богу не с тем чувством, которое у меня тогда было, — чувство я обновить не могу, а в твердом, не холодном, но твердом, ясном сознании: я отрекаюсь от того, что тогда я пережил. И это мне кажется очень важным, потому что покаяние — это нечто происходящее постоянно в нашей жизни. Исповедь же — это момент, когда мы плоды своего покаяния приносим Господу Богу в присутствии священника, который способен или должен бы быть способен на сострадание, на предстательство перед Богом, на то, что в древности называлось печалование, и который стоял бы рядом с нами. Он с нами заодно. Я помню одного подвижника, который говорил, что потому может привести человека к покаянию, что когда тот начинает исповедоваться, он переживает его грехи как свои собственные, потому что их души соплетены в тот момент.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет