митрополит Антоний Сурожский

О причащении и исповеди. Часть 8

Радиопередача Би-би-си с прот. Сергием Гаккелем
19 ноября 1995 г.

Вопрос о детях: как часто следует причащать детей?

Я думаю, что младенцев следует причащать каждый раз, когда их принесут в церковь, потому что между ними и Христом нет злой преграды привязанности ко греху и отвращения от Бога. Поэтому когда младенец приносится в церковь, ему надо давать причащение.

Тут я должен сказать, что недавно с ужасом прочел заметку о том, что один священник в Москве говорит, что нельзя крестить детей, которые еще не приобрели человеческий образ, то есть детей, которые не могут сознавать того, что с ними происходит, или людей психически расстроенных. Это ставит вопрос в таком плане, в каком его нельзя ставить, потому что человек делается человеком в момент своего зачатия. Говоря очень резко: воплощение Христово совершилось в момент, когда Ангел произнес слова благовестия, и Божия Матерь сказала: Да будет воля Божия со Мной… Поэтому всякий зачавшийся во чреве ребенок — уже человек, и к нему надо относиться соответственно. Современная наука на Западе доказала очень ясно, что еще во чреве младенец может воспринимать то, что происходит вокруг него. Это совпадает с тем, о чем писал святитель Феофан Затворник и другие подвижники: когда мать несет во чреве ребенка, она должна вслух молиться, должна петь ему церковные песнопения, потому что они доходят до него и строят его душу. Поэтому младенец должен быть принесен ко Христу для того, чтобы быть крещеным, то есть стать частицей Тела Воплощения Божественного, он должен приноситься к причащению Святых Таин. Его не отделяет от Бога греховность, то есть грех, который он выбрал против Бога.

Что касается детей постарше, думаю, есть дети, которые развиваются быстро, есть дети, которые развиваются медленно. Есть дети восьми-девяти лет, которые лично еще не сознают, что такое грех; и есть дети пяти-шести лет, которые это сознают. И те, которые не сознают, приходят исповедоваться в том, в чем их родители /упрекают/. Ребенок подходит; ты его спрашиваешь: “Ну, есть у тебя какие-нибудь грехи?” — “Да: то, то и то…”. И я в начале, когда был более неопытный, чем теперь, ставил вопрос: “А ты действительно чувствуешь и считаешь, что это нехорошо?” — “Нет”. — “Почему же ты это исповедуешь?” — “Мама говорит, что это плохо…”. Обыкновенно после этого я с ребенком говорил немножко и потом просил: пришли сюда маму, — и ей объяснял, в чем дело: что нельзя ребенку искусственно навязывать грехи, которые не является грехами его, а выражают ее неудовольствие его поведением, тем, что он собой представляет.

Теперь: мне кажется очень важным, раньше, чем дойти до греховности ребенка, затронуть его благородные и святые свойства. Когда ребенок ко мне приходит (я не ставлю себя примером, я просто говорю, как сам поступаю), я всегда говорю ему: “Ты что-нибудь знаешь о Христе? Как ты думаешь, если бы ты Его встретил, ты бы стал Его другом?” — “О, да!!” — “А ты знаешь, что такое быть другом?..” И об этом мы говорим немножко: “Дружба означает, что ты кому-то верен, что если на него нападают, ты не прячешься в кусты, а становишься рядом с ним, говоришь: я с ним, если хотите его бить, бейте и меня. Если он что-то любит или считает прекрасным, ты будешь стараться быть таким, чтобы его обрадовать; если он считает что-то мерзким или отрицательным, ты будешь сторониться этого, чтобы ему больно не делать. Как ты думаешь, ты можешь так дружить со Христом?” — “Да, я могу попробовать”. — “Тогда ты попробуй узнать все больше и больше о Христе, и каждый раз, когда ты будешь узнавать что-нибудь, старайся всеми силами Ему приносить радость как другу и быть верным другом Ему”. Вот первая исповедь, и большей частью не только первая. А потом на фоне этого ребенок тебе скажет: “Я себя назвал другом Христа, но вот, смеялись над Христом в школе, а мне было боязно и я не заступился… Или: я знаю, что Христос не любит, чтобы лгали, а я маме солгал”. И так далее. Но это должно вырастать из сознания дружбы со Христом, именно дружбы. Не ставить Его на какой-то пьедестал, так, чтобы ребенок смотрел снизу куда-то ввысь: пусть Христос будет друг, которому можно быть верным. И тут можно давать или не давать разрешительную молитву, причащать или не причащать. Ребенок всегда это понимает. Если он тебе скажет, что был неверным другом, можно его спросить: “А как ты думаешь: ты можешь причаститься? Ты можешь сказать Христу: я Тебя так люблю, что готов принять Тебя в свою душу, чтобы Ты жил во мне? Или думаешь, что Ему там будет тесно и темно?” Иногда ребенок отвечает: “Нет, знаешь, я думаю, Ему нехорошо будет там”. И тогда можно ему сказать: “Хорошо; тогда ты проведи одну неделю без причастия…”

Я думаю, это творческий подход к исповеди ребенка.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет