митрополит Антоний Сурожский

О проповеди веры и слышании по посланиям апостола Павла

25 октября 1987 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Я хотел бы сегодня обратить ваше внимание на два отрывка из посланий апостола Павла. В одном месте он говорит, что вера приходит от слышания, а слышание — от проповеди слова Божия. И кто мог бы услышать без проповедующего?

А в другом месте он говорит, что вера, которую мы провозглашаем, не от человека, а от Бога, и он сам принял ее и научился ей не от людей, но через откровение Самого Бога.

Каким же образом эти изречения относятся к нам? Не противоре­чат ли они одно другому? Или же первое — слышание — случается в жизни каждого из нас, а второе — откровение Божие — должно бы осуществляться в жизни всех нас?

Мы не находим Спасителя и не обнаруживаем Евангелие, если оно не благовествуется, не проповедуется, если слово о нем не дой­дет до нас. Но провозглашения как такового недостаточно; недоста­точно нам услышать слово, в котором больше смысла и мудрости, чем в прежнем нашем неверии или неведении. Слово дошло до нас тогда, когда оно проникло в наши тайники, когда оно стало светом для на­шего ума, когда сердце загорелось этим словом, и слово вдохновило жить согласно с этим словом, от кого-то услышанным.

И в этом смысле, наша вера во Христа, в Евангелие — не миро­воззрение; это жизнь, открывшаяся перед нами, это новая интенсив­ность, новая глубина жизни. И если это не так, то мы не ученики, мы только слышатели; потому что быть учеником это значит услы­шать весть, воспринять ее и жить согласно этому благовествованию; не как по указке или по приказу извне, а так, как если бы нам от­крылось новое понимание; и вот из этого понимания, ставшего теперь личным, опытным убеждением, мы должны жить.

И тогда то, что Павел говорил, что вере он научился не от людей, а от Бога, можно отнести и к нам, потому что слово, прозвучав­шее и достигшее нас через посредство людей, стало для нас полнотой жизни, которая только от Бога и в Боге.

И Павел говорил о своей проповеди и проповеди других апосто­лов именно в этом смысле: что они благовествуют Евангелие не от человеческого разума, не от философских мудрований, но откровением силы Божией, могущей обновить человека.

Прямое отношение к нам этих отрывков кажется мне очевидным. Прежде всего, если мы собрались здесь — значит, мы услышали это слово, прочитали его, и оно достигло до нас в какую-то меру; но вот в какую меру? Сделало ли оно нас такими людьми, кото­рых можно назвать христовыми? Можем ли мы сказать, что мы — уче­ники, то есть люди, которые всей энергией, всем умом и сердцем, всей волей стараются подражать своему Наставнику? Он сказал нам: «Образ, пример даю вам, чтобы вы ему следовали…» Пример Он дал — а следуем ли мы за Ним? Или же, идя, останавливаемся, когда находим следование Христу слишком требовательным, когда оно становится проблемой, когда жизнь Христа, личность Христа, учение Христа ста­вят под вопрос, осуждают наш образ жизни?

И вот, только если мы сами превратились в благую весть, мы можем сказать, что слово дошло до нас. Оно дошло до нас, если мы стали такими учениками Христа, что, глядя на нас, люди бывают озадачены, встревожены и начинают ставить под вопрос самих себя, обнаружив, что тут какие-то люди, мужчины и женщины, которые ни на кого другого не похожи: не потому что они мыслят по-иному, а потому что они стали иными.

Поэтому, задумаемся о том: где мы стоим по отношению этих двух изречений? Может статься, что слово, возвещенное в наш слух, не достигло нас даже умственно, и мы отмахнулись от него, как от бессмыслицы, или же нашли, что оно слишком жестко, или перечит нашим желаниям. Но даже если мы можем сказать: «Да, я хочу быть учеником» — как далеко мы пошли в стремлении сообразовать свою жизнь с жизнью Христа, отбросить то, что с Ним несовмести­мо, стать людьми, в которых наш ближний может узнать икону Христову?

Сегодня мы вспоминаем Седьмой вселенский собор, который про­возгласил почитание икон. Но недостаточно почитать рукописный об­раз; недостаточно даже перенести почитание и поклонение на Того, на Ту, на тех, кто изображен на иконе; мы сами должны стать живы­ми образами Воплощенного Бога, со всей непостижимой глубиной и широтой того, что это означает.

Будем же молиться изо дня в день, чтобы Бог дал нам мужество стать тем, чем мы призваны быть: христианами, наро­дом Христовым! И да будет благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Опубликовано: Альфа и Омега. 1994. № 2;

О слышании и делании. М.: Издательство московского подворья Троице-СЕргиевой Лавры, 1999 (Библиотека журнала «Альфа и Омега»)

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет