митрополит Антоний Сурожский

О пророке Самуиле

2 сентября 1981 г.
Тема: Ветхий Завет   Место: Лондонский приход   Период: 1981-1985   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Второго сентября мы празднуем день пророка Самуила. Он стоит на грани двух решающих эпох в истории не только Израильского народа, но и человечества. До него израильский народ признавал единственным своим Господом, единственным хозяином своей судьбы Бога. Правили на земле святые: патриархи — Авраам, Исаак, Иаков; правили Божии избранники как Моисей, Иисус Навин; правили судьи — как Самуил.

У всех у них было одно общее: это были люди духа, которые в молитве и в праведности общались с Богом и были как бы проводниками Его воли. Один из пророков говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится Своими мыслями. И эти Божии мысли пророки провозглашали, и израильский народ — сколько умел, сколько хватало веры, силы, мудрости — им подчинялся; и пути Божии были своеобразны; не напрасно Исаия пророк говорит: Мои пути — не ваши пути, и Мои мысли — не ваши мысли, но как мысли Мои выше мыслей ваших, так и пути Мои выше путей ваших…

И вот, в течение жизни пророка Самуила случился трагический переворот; это был момент, когда заколебалась, захирела вера израильского народа. Они оглянулись и увидели, что не виден им наследник для Самуила; и перед ними встал вопрос: «А что будет, когда он умрет?..» И вместо того, чтобы довериться Богу, как доверялись Ему их предки, они решили, что быть под водительством Божиим — страшно; никогда не знаешь, куда поведет Господь; Он же и Аврааму говорил: «Встань, покинь свою землю, оставь свой народ, и пойди туда, куда Я тебя поведу…» И Моисею Он велел поднять израильский народ из Египта, и повести его в Землю обетованную, т.е. в ту землю, которую им обещает Господь, не указывая, ни где она, ни какова она, требуя к Себе доверия… Слишком стало страшно жить только доверием, захоте­лось уверенности, обеспеченности.

И израильтяне обратились к Самуилу с требованием: «Поставь нам царя, чтобы нам быть как все прочие народы…» Это первое отречение Израиля от самодержавия Божия; впервые Израиль потре­бовал, чтобы ему стать «как все» — т.е. отрекся от того, чтобы быть единственным, ни на какой народ не похожим. И Самуил обра­тился к Богу с молитвой, что ему делать?.. И ответ Божий был таков: «Не тебя они отвергли, а Меня; предупреди их о том, что это будет значить; и если они всё-таки захотят стать одним из народов, вместо того, чтобы быть народом Божиим, в исключи­тельном смысле слова, если они согласятся быть подвластными земному царю, вместо того, чтобы быть водимыми Царем Небесным — дай им царя…» И так и случилось; Израиль потребовал себе царя, и царем был поставлен Саул.

Это первый поворотный момент в отступлении Израиля. Это отступление от Бога как от единственного содержания их жизни, как от единственного их вождя и Господа, было завершено, много столетий спустя, когда перед судищем Пилата, перед лицом Спаси­теля Христа израильский народ под водительством своих первосвя­щенников и старцев заявил: «Нет у нас царя, кроме Кесаря…» То есть: израильтяне не только отреклись от непосредственного во­дительства Божия, не только потребовали быть одним из народов, но согласились уже не быть и народом, и раст­вориться в Римской Империи, как одна из составных частей, ничем не отличная от других.

Вот, чем имя пророка Самуила так значительно в истории еврейского народа, почему он стоит перед Богом в ужасе, и почему ужас Самуила должен быть для нас и образом, и призывом. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет