митрополит Антоний Сурожский

О семье и браке. Беседа 10

2 августа 1986 г.

В начале службы венчания молятся о том, чтобы Господь дал жениху и невесте мирную жизнь, долгие годы жизни, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира и неувядаемый венец славы веч­ной; молятся о том, чтобы благодать небесная сошла на них и пре­вратила человеческие отношения в отношения — уже на земле — небесные. Один западный писатель говорит, что разница между верую­щим человеком и человеком, не знающим Бога, такова, что можно было бы сказать: одни похожи на живых людей, а другие — на статуи, ко­торые могут быть прекрасны, но которым не хватает жизни, — истуканы. А человек верующий это человек, в которого вошла вечная божест­венная жизнь. И вот об этой жизни мы и молим Бога, чтобы Он ее дал венчающимся: Сам, Господи, теперь ниспосли руку Твою от святого жилища Твоего и сочетай (то есть соедини) раба твоего и рабу Твою, соедини их в единомыслии, венчай их в плоть едину, даруй им плод чрева (то есть детей), благочадие. И затем мы подходим к самому венчанию.

Венчание надо понимать. Это не только, так же как и обмен кольцами, просто обряд. В древности каждый раз, когда бывал празд­ник — самый обыкновенный семейный, или городской, или государст­венный праздник — люди надевали венцы из цветов. Сейчас это прак­тикуется и при венчании церковном, например, у греков, которые не носят, как мы, при венчании золоченые короны, а надевают венцы из живых цветов. Но кроме этого, венцы имеют два других значения.

В древней Руси, в день своего венчания невеста и жених на­зывались князь и княгиня; почему? — Потому что в древнем обществе, пока человек не был женат или замужем, он являлся членом своей се­мьи и был во всем подвластен старшему в семье: отцу ли, деду ли. Только когда молодой человек женился, он делался хозяином своей жизни. Древнее государство состояло как бы из союза суверенных, то есть независимых друг от друга семей. Они были свободны решать свою судьбу. Они решали ее согласно, по взаимному пониманию, но каждая семья имела свой голос и свои права. И вот в день, когда совершается венчание, устанавливается, с точки зрения государст­венной в древнем понимании, новая единица, суверенная, свободная, полноправная — в полном смысле это венчание на царство.

Но есть еще и другое значение в этих венцах. Как бы люди друг друга ни любили, они живут в семье, полной проблем, задач, труд­ностей, иногда опасностей, иногда горя. И вот есть слово в Священ­ном Писании: Претерпевший до конца — тот будет спасен (Мф. 24, 13). И вот это терпение, эта стойкость, которой требует жизнь, осущест­вление любви, осуществление единства, осуществление своего свобод­ного царственного стояния в обществе — все это требует мужества и иногда подвига. Мы молимся о том, чтобы пришло время, когда же­них и невеста, выдержав испытание жизни во всей ее сложности — а сложнее чем осуществление совершенной любви ничего нет — чтобы они венчались в вечности венцами мученичества. Мы понимаем муче­ничество как страдание, но слово мученичество, которое переводится с греческого «мартирион», не значит в первую очередь страдание, оно значит свидетельство. Мученик — это тот, который свидетель­ствует перед всем миром о какой-то ценности, в данном случае — о любви, о правде, об истине, о красоте, и который ни перед чем не останавливается для того, чтобы довести это свидетельство до тех, кому оно нужно. И конечно, это значит, что истинный свидетель готов и жизнь свою положить для того, чтобы его свидетельство дошло, чтобы оно воссияло, прогремело или тихим образом обдало теплотой, лаской, радостью и надеждой всех окружающих. И в этом отношении мы призываем всякую брачную пару, всякого жениха и невесту верить в любовь с такой силой, с такой глубиной, верить друг во друга с такой силой, с такой глубиной, чтобы быть свиде­телями, чего бы это ни стоило, о любви, о единстве, о том, что всё может побеждать ласковая любовь.

Опубликовано: Таинство любви: Беседа о христианском браке. СПб., 1994.

Слушать аудиозапись: О семье и браке. Беседа 10 , смотреть видеозапись: нет