митрополит Антоний Сурожский

О семье и браке. Беседа 7

5 июля 1986 г.
Тема: Традиция, Брак и семья   Место: Радиовещание на СССР   Период: 1986-1990   Жанр: Беседа

В древние дни, когда люди не умели писать, а только могли удостоверить письмо или документ печатью, одно кольцо играло ре­шающую роль, — то кольцо, на котором была ваша печать. И вот это кольцо и упоминается в службе обручения. Когда человек давал коль­цо другому, это означало, что он ему доверяет безоговорочно, что он ему доверяет свою жизнь, свою честь, свое имущество — всё; до­кумент, запечатленный этим кольцом, было нечто неоспоримое. И вот когда во время службы венчания муж и жена обмениваются кольцами (я говорю именно: обмениваются, потому что каждый из них надевает сначала кольцо и три раза его передает своему супругу, раньше чем оставить на своей руке), когда супруги обмениваются кольцами, они как бы говорят друг другу: Я тебе доверяю безусловно, я тебе доверяю во всем, я себя доверяю тебе… Конечно, не может быть такого обмена кольцами между людьми, которые совершают только ус­ловный брак без намерения строить общую жизнь в течение всей жизни своей до последнего дня.

Перстнем наделил своего блудного сына отец в притче Господней. Юноша ушел из дома, отрекшись от него, и вернулся с покаянием. И отец ни одним словом его не упрекнул. Увидя его, приходящего обрат­но в отчий дом, он поспешил к нему навстречу, он его обнял, он как бы утешал его в том, что — да, ты ошибся, ты поступил так жестоко, когда ушел от меня, и от своего брата, и от всех, кто тебя любил, но наше сердце осталось верным тебе… И тут же он призывает своих слуг и говорит: Принесите сандальи, принесите первую одежду, кото­рую он носил… — и наконец, дает ему кольцо. И этим он ему сказал: Раз ты вернулся ко мне, раз ты этим доказал, что хочешь быть снова мне верным сыном, я тебе даже вопроса не ставлю о том, как ты жил, чем ты жил, ради чего ты жил, я тебя принимаю со всем до­верием, потому что, пройдя через опыт неверности, пройдя через опыт страдания, обманутости своими друзьями, которые хотели тебя знать, только пока ты был богат, ты теперь будешь мне верен до конца, ве­рен нашей любви, нашей дружбе, нашему Богу… Так говорит отец, но о том же именно говорит это кольцо. И когда супруги обменивают­ся кольцами, они именно обещают друг другу, что если когда-нибудь что-либо случится между ними, если когда-нибудь будет ссора или даже неверность со стороны одного по отношению к другому, измена, обман, неправда, — если вновь он вернется, то ему ничего не будет поставлено в упрек. Потому что он вернулся и сказал: Вот, я пришел; можешь ли ты меня принять, или твое сердце охладело, или любовь ко мне умерла? — ответ будет: Конечно, иди, конечно, я тебя люблю, как любил раньше. Моя любовь когда-то была ликующей радостью; ког­да ты ушел (или: когда ты ушла), моя любовь стала жгучей болью, ожиданием, тоской, — а теперь моя любовь стала вновь ликующей ра­достью, более светлой, более глубокой, более торжествующей и бо­лее уверенной в нас, чем она была до того, как ты ушел (или: ты ушла). Поэтому, обмениваясь кольцами, супруги дают друг другу обе­щание и верности, и взаимного доверия, доверия, которое идет го­раздо дальше всякой измены и всякой ссоры; и это так прекрасно.

Опубликовано: Таинство любви: Беседа о христианском браке. СПб., 1994.

Слушать аудиозапись: О семье и браке. Беседа 7 , смотреть видеозапись: нет