митрополит Антоний Сурожский

О Слове Божием

Литургия в Жировицком монастыре
7 февраля 1983 г.
Тема: Евангелие, Святые и святость   Место: СССР   Период: 1981-1985   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем Евангелии, которое так близко сердцу всех по­читающих Матерь Божию, мы слышим слова Христовы: Блаженны те, ко­торые слышат слово Божие и хранят его…

Недостаточно слово Божие услышать; оно должно проникнуть в наши глубины, как семя, падающее в добрую землю, срастворитъся с этими глубинами, и принести плод — не размышлений, не переживаний только, но жизни: жизни новой, жизни вечной, жизни Самого Христа и Духа, живущего в нас и действующего в нас.

Часто мы слышим Божие слово, и это слово трогает наше сердце, оно взволнует нас — но глубины в нас не хватает, чтобы, как семя, оно ушло вглубь и проросло. В притче Христос о таких людях говорит, что у них не хватает глубины, и гибнет слово, после того, как даст на одно мгновение росток, на который все могли надеяться: вот, человек ожил, вот, новая жизнь в нем и он начал меняться — а потом, всё это потухает.

Есть другие люди, в чье сердце западает это слово, но серд­це это не свободно, оно полно забот, полно чувств и мыслей, кото­рые никакого отношения не имеют к животворящему слову Христа. И эти заботы житейские, земные — не всегда даже греховные, но та­кие, которые охватывают всё наше внимание и заполняет всё наше сердце — заглушают слово Божие. У нас нет на Бога времени, у нас нет усердия, мы заняты другим, и слово, которое делало людей свя­тыми — мы ведь празднуем каждый день память святых, которые услышали и стали иными людьми — это же самое слово ос­тается в нас как бы бездейственно, заглохает, как хлеб среди терний.

Нам надо научиться стать доброй почвой; но мы все знаем, что почва, хотя и бывает добрая, но требует, чтобы ее пахали, чтобы ее удобряли, чтобы очищали от камней, от терния, от всего, что может погубить будущую жатву. И вот этот путь и является подвигом духовной жизни. Вы знаете, как плуг глубоко врезается в землю; так и подвиг должен глубоко врезаться в нашу душу, и это бывает больно, это бывает страшно; но если не вспахать землю, она не примет зерна. И сколько заботы нам надо положить о том, чтобы эта земля стала всё богаче и могла принести плод; как надо ее защищать от того, что извне может ее осквернить. Святые, кото­рых мы празднуем каждый день, сумели так вспахать свою душу, так глубоко внедрить слово, так душу очистить, словно поле, словно сад, и из пустыря сделать свою жизнь, сердце, ум, волю, самую плоть свою новым райским садом, где Бог может с человеком свобод­но, любовно, радостно беседовать и жить.

Но святой Иоанн Златоустый нам говорит, что петь песни цер­ковные в честь святых — недостаточно; надо им подражать. Если мы действительно верим, что они святы, что они как светочи на земле горят, сияют, радостотворя души, то мы должны научиться так жить, как они жили, с такой же решимостью, с такой же любовью. Жизнью мы должны прославить Бога, не словом: жизнью, и всей жизнью. Свя­той Серафим Саровский на вопрос, ему поставленный: Но как же это сделать? — ответил, что единственная разница между святым спасающимся и грешником погибающим только в одном: в решимости.

Мы ничего не достигаем подобного святым, потому что у нас не хватает решимости поднять на себя руку, не хватает решимости ска­зать: «Верую!» — не словом, а жизнью. Соберем же все силы — пусть их будет немного, но все свои силы; весь порыв души от­дадим Богу, и тогда совершится над нами то, о чем Господь сказал апостолу Павлу, который просил силы и крепости: Довлеет тебе Моя благодать, Моя сила в немощи совершается… Не в лени, не в косности, не в испуганности, а в той немощи, которая знает себя и отдает себя в волю Божию, в руку Божию, и тогда сила Божия наполняет эту немощь несокрушимой Божественной силой.

Вступим и мы, сегодня, сколько можем, в этот путь решимости, в этот путь Божий, примем слово Божие как от Бога: от любимого и возлюбившего нас Бога. И начнем жить. Конечно, будут падения, но будем вставать, и каждый раз говорить Богу, как мы благодарны, что Он нас взыскал, грешных. Аминь.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет