митрополит Антоний Сурожский

О слышании

4 февраля 1973 г.
Тема: Духовная жизнь   Место: Лондонский приход   Период: 1971-1975   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Есть слово в Священном Писании: Обратите внимание на то, как вы слушаете… Это слово могло бы быть для нас источ­ником такого вдохновения и такого углубления в жизни! Как слушаем мы? Как слушаем мы друг друга? Как слушаем мы голос нашей совести? Как слушаем мы слово Самого Бога?

Мы друг друга слушаем поверхностно, невнимательно. Нам порой бывает страшно услышать то горе, которое звучит в непро­изнесенных словах; нам бывает страшно вслушаться в человечес­кую речь потому что услышать — значит отозваться, и не толь­ко на одно мгновение, с сердечным трепетом, мимолетной мыслью, но отозваться навсегда; как Христос Бог отозвался на чело­веческое горе и ужас обезбоженности и стал человеком навсегда. Мы боимся слушать именно из-за того, и мы не умеем друг дру­га встретить, и потому наши отношения остаются поверхностны­ми — завязываются и распадаются. На мгновение кажутся они вечными, и потом оказываются мимолетным сном.

Так слушаем мы и голос нашей совести; мы не внимаем ему, мы не хотим слышать каждый ее упрек или каждое ее внушение, мы не хотим того вдохновения или вразумления, которое совесть нам может дать. Нам и тут страшно, и мы слышим только то, что хочется, а забываем остальное, и проходим мимо себя самих, мимо того, что мы знаем о жизни, о себе, о людях; вместо того, чтобы вырасти в полную меру возможностей, чтобы быть всем тем, чем мы можем быть, мы мельчаем и изуродовываемся.

А что сказать о слове Божием? Сам Бог говорит в Евангелии, Дух Святой веет в нем; одного такого слова, если бы его вос­принять глубоко, честно, серьезно, достаточно было бы, чтобы преобразить нашу жизнь, чтобы она разверзлась и стала такая же глубокая, как жизнь Божья, такая просторная, что в ней вместилось бы все человеческое, такая же чистая и огненная, чтобы она не боялась осквернения, и могла бы сжечь все пле­велы. Но мы слушаем изо дня в день слово Божие, из недели в неделю и из года в год, и остаемся такими голодными, потому что и тут мы не хотим слышать. Мы хотим услышать то слово, которое нам желанно, но, когда Господь говорит Свои слова, мы поступаем так, как афиняне поступили с апостолом Павлом: отходим, говоря, что «об этом мы услышим в другой раз». И жизнь остается мелкой и бедной, двухразмерной жизнью времени и пространства, без глубины, без вечности и без вдохновения… Апостол нам говорит: “Внимайте, как вы слушае­те…” Вот, задумаемся на этой неделе о том, как мы слушаем; как мы слушали сегодняшние Евангелие и Послание; как мы слу­шаем слово проповеди, как мы слушаем молитвенные слова Церк­ви, то есть, в конечном итоге, наши собственные слова… По­смотрим, как мы послушаем людей, которых нам пошлет Бог, вот сейчас, и в течение наступающих дней, и потом поставим перед собой вопрос: чем же я живу? Голос совести до меня не дохо­дит ни предостережением, ни вдохновением; голос ближних до меня не доходит, — я выбираю только то, что я хочу слышать; голос Божий не доходит до меня — я пропускаю и прохожу ми­мо всего того, что мне не любо… Чем же остаётся жить? От­куда же брать глубину, откуда брать вдохновение, откуда чер­пать жизнь? Вот почему жизнь бывает такая тусклая, почему она медленно, тоскливо течет, когда она могла бы бить ключом, — и уже на земле бить ключом в жизнь вечную… Обратим внимание на то, как мы слушаем, и окажется, что нам откроется путь к тому, как жить.

Аминь.

Опубликовано: «Новые идеи в философии»: Ежегодник, 1991 г.

«Проповеди и беседы». – Париж: Сурожская епархия, 1995  

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа…»– М.: «Гранат»,2014.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет