митрополит Антоний Сурожский

О Сурожской епархии

9 февраля 1983 г.

Приветственное слово Митрополита Ростовского Владимира после литургии:

Ваше Высокопреосвященство, возлюбленный о Господе собрат, Высокопреосвященнейший Митрополит Сурожский Антоний! От имени Рос­товской епархии, ее духовенства и боголюбивых верующих людей при­ношу Вам сердечную благодарность за то, что Вы в этом святом храме, кафедральном соборе, сегодня возглавили и всех нас объединили в святой Евхаристии. Да будет наша молитва совместная услышана и да не лишит нас всех Господь Своей милости, здравия и спасения.

В истории Ростовской епархии сегодня открывается новая стра­ница. Вы первый представляете собой гостей Московской Патриархии и лично Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и по­сещаете Ростовскую епархию. Замечательно, дорогой Владыко, что это событие в жизни нашей епархии началось святой Евхаристией и сов­местной молитвой Подателю всякой милости и всякого дарования, На­чальнику нашей жизни и спасения Господу Иисусу Христу. Мы привет­ствуем Вас, дорогой Владыко, как высокого гостя нашей святой Рус­ской Православной Церкви, как великого и известного во всем мире, в том числе и в нашей стране, иерарха, как представителя и хрис­тианства, и Православия западных стран. Лично я знаю Вас, дорогой Владыко, уже 17 лет; нам много раз приходилось встречаться в раз­ных странах мира, неся и совершая наше совместное ответственное церковное послушание, — послушание, которому Вы отдаете себя еже­дневно и ежечасно, проповедуя в инославном мире, в окружении инославных слово Божие, свидетельствуя о древнем восточном святом Православии. И мы ценим, Владыко — наш верующий народ и Ваши собратья-епископы Русской Православной Церкви — мы ценим тот огром­ный вклад, который Вы вносите в сокровищницу Православия и всемирно­го христианства.

Мы знаем Вас как выдающегося проповедника, как писателя ду­ховного, знаем Вас как выдающегося богослова, и поэтому сегодня с особой радостью приветствуем Вас и с другим памятным событием, которое совершилось несколько дней назад, когда Московская Духовная Академия, высшее учебное заведение нашей Русской Православной Церк­ви, по достоинству и заслугам увенчала Ваши труды, Вашу проповедь, Ваше свидетельство, Ваши богословские изыскания, присвоив Вам самое высокое звание Доктора Богословия. Мы поздравляем Вас, дорогой Владыко, с этим званием, достойно и по заслугам Вам присвоенным, и верим, что дар Ваш процветет, что слово Ваше будет еще более авторитетным, что оно будет жечь сердца людей во всех странах мира, что они с такой же радостью будут спешить читать о Вас в прессе, слушать Ваше живое слово проповеди Евангельской и свидетельства жизни и деятельности Православной Церкви вообще и Русской Православной Церкви в частности.

Мы просим Вас, Высокопреосвященнейший Владыко, от нас всех передать нашим соотечественникам в зарубежных странах, с которыми Вы постоянно общаетесь, и тем верующим людям, которые, будучи инославными, приняли святое Православие и особенно любят Русскую Пра­вославную Церковь, наши самые добрые молитвенные пожелания.

Ваше Высокопреосвященство! В нашей стране Вы бываете неодно­кратно. Мы знаем, что Вы не только любите наш верующий народ и нашу святую Русскую Православную Церковь, но и любите нашу страну, и бываете здесь, встречаетесь с людьми и свидетельствуете о той огромной миссионерской работе, которую Вы совершаете в иных условиях, в западном мире, среди океана инославного народа. Мы живем в других условиях, но совершаем ту же священную церковную, Богом заданную и Священноначалием нам доверенную миссию. Мы живем в стра­не, законодательство которой не только предоставляет право людям верить или не верить в Бога, но и по нашей конституции гарантирует это право и возможность законом; если же и возникали на почве идейных расхождений разногласия между людьми, государственный закон стоит на страже взаимопонимания, мирного сожительства и сотрудничества в одной стране, независимо от идейных убеждений, на которые Государство своим законодатель­ством дает право каждому желающему человеку. И верующие люди имеют возможность исповедовать Господа Бога, проповедовать, особенно своей жизнью, истину Евангельской правды и свои убеждения хрис­тианские и религиозные. Также имеют права те, кто желает проповедо­вать и атеистические идеи; но мы, верующие люди, уважаем всякое убеждение, если оно стоит за благо народа, если оно зиждется на гу­манных и гуманитарных основаниях, если оно служит благу, примирению и взаимопониманию между людьми, — тому пониманию, в котором так нуждается сегодня весь мир и всё человечество. Мы просим Вас, Владыко, передать нашим братьям по вере и христианским убеждениям на Западе, что в России живет Церковь, что она исполняет свою священ­ную миссию, что она призывает людей и содействует, если они имеют на то желание, делу их христианского совершенствования, делу их спасения; что мы любим Бога, что мы любим братьев по вере, что мы любим всех людей доброй воли, независимо от их идейных убеж­дений, что это наша миссия, что это задача нашей жизни, что это воплощение в жизнь наших христианских убеждений и вечных заветов Господа нашего Иисуса Христа.

Мы желаем, дорогой Владыко, чтобы Ваше пребывание в пределах нашей страны — и в Ростове, и в других местах, где Вы еще будете — было для Вас приятным, чтобы общение с верующими людьми нашей епар­хии и в других городах обогатило Вас духовно, дорогой Владыко, чтобы Вы знали, что Вас многие и многие слушали, читали, слушают и будут слушать; что многие вас знают, духовно любят и возносят за Вас свои молитвы. Отныне и в этом святом кафедральном соборе Ваше имя будет возноситься в молитве, и мы будем ощущать то единство, которое мы сегодня почувствовали душой и верующим сердцем, объе­динясь вокруг Вас в момент совершения бескровной Божественной свя­той Евхаристии. Мы просим, дорогой Владыко, и впредь, когда у Вас будет желание и возможность — а мы верим, что Святейший опять пригласит Вас и опять к нам направит, потому что он здесь служил, он любит Ростов, он любит этот кафедральный собор, он любит ростовчан — что он предложит и в будущем Вам когда-нибудь вторично, и третично посетить нас, помолиться вместе с нами…

Да благословит Вас Господь, дорогой Владыко, миром и здрави­ем, да поможет Вам и впредь так же успешно совершать миссию епис­копа Русской Православной Церкви, возглавляющего приходы и русских людей, и иностранцев, принявших Православие и вступивших в лоно Московского патриархата Русской Православной Церкви. Пусть эта проповедь и с высоких трибун, и в скромных кругах, и перед силь­ными мира сего, и перед простыми верующими и неверующими людьми будет такой же успешной, какой она была все эти годы Ваших трудов, Вашего апостольского архиерейского за рубежом служения, да содействует Вам, дорогой Владыко, и сопутствует все щедрая и божественная благодать Господня, укрепляющая, и просвещающая, и утверждающая всех верующих людей.

Многая лета, дорогой Владыко!

Ответное слово Митрополита Сурожского Антония.

Я с большим, глубоким волнением слушал слова Владыки Митро­полита Владимира. Действительно, для каждого из нас, рожденных русскими больше полустолетия тому назад, возвращение на Родину хотя бы на короткий срок является чудом, вызывает слезы и благого­вение. Наше служение, наша жизнь проходит далеко от родных краёв, но плотью, сердцем, душой мы принадлежим к русской земле и чувст­вуем себя заодно с судьбами русского народа. Русская Православная Церковь принесла на Западе свидетельство о нашей верной, никогда не поколебавшейся истине веры церковной. И это слово истины, это свидетельство веры услышано вокруг нас. Не только четыре поко­ления детей, родившихся за границей, остались верными Русской Церкви, дорожат русской культурой, стремятся познать историю и прозреть глубины таинственных судеб России, но сейчас сотни и сотни инославных, из которых одни были неверующими, другие — активно безбожными, а третьи принадлежали иным церквам и общинам — сотни и сотни инославных входят в Русскую Церковь, которая для них делается матерью, и через это приобщаются тысячелетнему потоку духовкой жизни, молитвы, крестных страданий и славе Воскресения, живущих в Русской Церкви. Они меня просили, куда бы я ни пришел, принести привет своим по вере и своим по крови. Старые люди уже клонятся к земле, многие и многие, тысячи за прошедшие 60 с лишним лет, легли костьми в чужой земле, и, однако, не совсем в чужой земле, потому что каждого русского человека мы хороним за границей с горсточкой русской земли, привезенной из родных краев. Пусть эта земля будет им легка! Они кончали свое земное поприще с одной только мыслью, с одной только любовью, с одним только словом на устах: о России, и о Христе. И они — и усопшие, которых я знал, и живые, которые еще живы и кончают свой век, шлют вам любовь, а Русской земле, Русской Церкви — земной поклон, прося ваших молитв, потому что вы живете на земле предков; а прожить долгую жизнь среди людей, которые ни языка вашего, ни духа вашего не понимают, для ко­торых ценности вашей жизни не имеют смысла, трудно…

Да, нас взял в Свою руку Господь и посеял по лицу всея зем­ли; во все страны проникли русские люди и во всех странах соста­вили маленькие — о, какие маленькие! — церковные общины. Когда я был еще подростком 18 – 19-ти лет, 50 лет назад, было время, что верными Патриаршей Русской Церкви остались всего 50 человек в Западной Европе. Теперь расцвели храмы наши во всех странах. Когда я приехал в Англию, я был единственным православным русским священником на всю Великобританию и Ирландию; теперь у нас десять священников и десять приходов, и больше десяти других мест, где мы совершаем богослужение для людей, которые или остались, или стали православными.

Но наше слово, как сказал Владыка Митрополит Владимир, го­раздо шире проносится, чем наши небольшие общины, — по радио, по телевидению, в инославных храмах, на больших собраниях или в маленьких кружках — везде православное слово проповедуется, везде меняется дух и мысль западных людей под влиянием чистоты православной веры. Мы проповедуем, что быть православным — это знать Бога поистине каким Он есть, и поклоняться Ему достойно Его святости. И это требует признания веры неразде­ленной Церкви, приобщенность к этой вере всей душой, всем умом, всей волей, всем подвигом жизни и души, и искания святости во исполнение всех заповедей Христовых, чтобы не случилось с нами то, о чем некоторым христианам говорил еще апостол Павел: что имя Христово порочится ради жизни тех, которые себя лишь называют хрис­тианами. Мы должны быть в мире как бы живыми иконами, чтобы, глядя на нас, люди говорили: «Почему у него в глазах сияет такая любовь, такая кротость? почему в его поведении столько смирения и любви? Почему в духе такое горение и несокрушимая смелость? По­чему в этом человеке есть то, чего мы никогда ни в ком не видали? Почему он сияет светом небесным?» — и чтобы ответ был: «Потому что он гражданин Божьего Царства, он вестник с небес, он послан в мир, может быть, без слов, но сиянием жизни возвестить о Христе…»

Мы стараемся, по мере слабых сил, это осуществить, вы своим подвигом жизни осуществляете это изо дня в день; и я молю, молю, все мы молим, чтобы благодать Святого Духа, чтобы любовь Отчая, чтобы сила Крестная и победа Воскресения нас осенила и со­хранила. Спасибо вам за ласковый прием, и простите, что я так долго говорю, но сердце слишком полно…

(дальше голос тонет в гудении народа «Спаси вас Господи» и т.п.)

Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». – М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.

Труды. Т.1. — М.: Практика, 2002

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет