митрополит Антоний Сурожский

О вере. По поводу родословной Христа

3 января 1993 г.
Тема: Вера в Бога   Место: Лондонский приход   Период: 1991-1995   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

В это воскресенье и в наступающие дни все говорит нам о вере, как ее определяет Апостол в 11 главе Послания к евреям: вера — это уверенность в вещах невидимых, внутренняя уверенность, твердая уверенность, которая позволяет жить согласно с тем, на что надеешься и чего ожидаешь, и жить для того, что грядет.

Родословная Христа говорит именно об этом. Бесчисленные имена, которые сейчас читались, имена тех, которые даже и не вошли в летопись, это имена тех людей, которые из тысячелетия в тысячелетие, из столетия в столетие ожидали прихода Христа; ожидали в уверенности, что слово Божие, обещание Божие не ложно, что оно исполнится и придет время, когда с нами будет Бог, когда Бог Небесный, Таинственный, Непостижимый, Невидимый вдруг, чудом, станет видимым, близким, родным, своим, оставаясь одновременно тем, чем Он изначально был: Богом, Которого нельзя никаким именем назвать, Которого даже познать нельзя иначе, как поклоняясь Ему и открываясь Его Откровению.

Вера — это уверенность в вещах невидимых. Мы это слово употребляем по отношению к Богу, к вещам духовным; но оно относится также ко многому в обычной жизни. Мы говорим о любви, мы говорим о красоте. Когда мы говорим, что любим человека, мы тем самым говорим, что непостижимым, невыразимым образом в нем прозрели нечто чего другие в нем не видели. И когда мы, охваченные восторгом, восклицаем: «Как это прекрасно!» — мы говорим о чем-то, что до нас дошло, но чего мы не можем просто истолковать; мы только можем сказать: «Приди и виждь», как апостолы два раза говорили своим друзьям: «Приди, взгляни на Христа, и ты узнаешь, что я в Нем увидел…»

И вот, наша вера в вещи невидимые, с одной стороны, является личной нашей верой, то есть тем, что мы сами познали, тем, как мы когда-то, хоть один раз в жизни, прикоснулись края ризы Христовой — и почуяли Его Божественную силу; хоть раз взглянули в Его очи — и увидели бесконечное Его милосердие, сострадание, любовь. Это может случиться непосредственно, таинственным путем встречи живой души с Живым Богом; но это бывает тоже посредством других людей. Мой духовный отец мне раз сказал: «Никто не может отрешиться от земли и обратить весь свой взор на небо, кто в глазах хоть одного человека, на лице хоть одного человека не увидит сияние вечной жизни…»

В этом отношении мы все ответственны друг за друга, все ответственны за ту веру, которую мы имеем или по которой тоскуем, и которая нам может даться не только чудом непосредственной встречи лицом к лицу с Богом, но и через посредство человека.

Вера, поэтому, складывается из многих элементов. С одной стороны, это наш личный опыт: вот, я увидел в этих очах, на этом лице сияние вечности: Бог просиял через этот лик… Но бывает так, что я как-то чую, что есть нечто — но не могу это уловить! Я улавливаю только немногое — и тогда я могу обратиться взором, слухом, общением душ с другими людьми, которые тоже нечто познали, и то жалкое, может быть, но драгоценное, святое знание веры, которое мне было дано, расширяется опытом, верой, то есть уверенностью, знанием других людей; и тогда моя вера делается шире и шире, глубже и глубже, и тогда я могу провозглашать истины, которыми я обладаю не лично, но соборно, вместе с другими людьми. Так мы провозглашаем Символ веры, который нам дан издревле опытом других людей, но который мы постепенно познаем, приобщаясь этому опыту.

И наконец, есть другая вера, о которой говорит Евангелие от Иоанна: что Бога никто не видел, кроме Единородного Его Сына, пришедшего в мир спасти мир. И вот, есть истины веры, которые мы принимаем от Христа, потому что Он знает все глубины Божественные и всю глубину человека, и может приобщить нас и к человеческой глубине, и в Божественным глубинам.

Поэтому, слушая сегодняшний перечень имен, подумаем об этих людях. Некоторые из них были святыми, людьми чистой жизни, людьми, через которых сияла вечность, в которых сиял Бог. Но среди этих мужчин и женщин есть и грешники: как же они вошли в эту родословную? Они вошли, потому что они жили ожиданием Христа. Вся их слабость, вся их немощь, вся их греховность не помешали им жить только этой мечтой и этой уверенностью.

Поэтому взирая на себя, когда будем думать о нашей греховности, мы должны поставить вопрос: мешает ли она нам? Не препятствует ли она нам жить этим ожиданием встречи, встречи с Живым Богом, ставшим живым человеком? И если наша греховность стоит между Богом и нами, мы должны с ужасом от нее отвернуться, оторваться, чего бы это нам ни стоило. Но если она не мешает, мы должны от нее оторваться, мы должны с ней бороться так же сурово, так же страстно, как я только что сказал, но зная, что наша точка по Боге нам открывает путь веры.

Будем, поэтому, идти этим путем, но помнить, что вера не заключается только в том, чтобы верить в истину, а в том, чтобы быть верными этой истине, верными той правде, той истине, той чистоте, той святости, которые нам явил Господь, и к которым Он нас призывает. Итак — уверенность в вещах невидимых, верность этому Живому Богу жизнью и, если нужно, смертью, как святые это показали, и в Ветхом Завете, и после Рождества Христова.

Аминь!

Опубликовано: Труды. Т.2. — М.: Практика, 2007.

«Наблюдайте, как вы слушаете…» — М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2004. (Библиотека журнала «Альфа и Омега»)

Слушать аудиозапись: О вере. По поводу родословной Христа , смотреть видеозапись: нет