митрополит Антоний Сурожский

О верности самому себе

12 августа 1990 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Часто меня спрашивают люди, в конкретных обстоятельствах их жизни: какова воля Божия в отношении меня вот сейчас, в непосредственном будущем, в ближайшие дни и часы?.. И я всегда отказываюсь говорить от имени Божьего, потому что я думаю, что всё, что я или любой другой священник может сделать, это встать перед Богом в благоговейном трепете и сказать: «Гос­поди! Ты — Истина; Ты — Жизнь; Ты тоже и Путь: наставь, научи этого человека! Будь Путем, просвети Истиной, приведи этого человека к такой полноте Жизни, которую никто не может ни описать, ни дать…»

И всё же есть вещи, которые можно сделать; каждый из нас свободен по Богу, апостол Павел это ясно сказал. «Было время — говорит он, — когда мы были рабами греха, рабами своих страс­тей, своих страхов, рабами всего того, что теснит нас со всех сторон и не дает нам быть правдивыми, достоверными… И во Христе нам дана свобода; не произвол, а свобода быть са­мими собой, свобода вырасти в полноту возраста, роста, такую полноту, которую возмечтал для нас Бог, которая сделает нас подлинно живыми членами Тела Христова, соучастниками Его Бо­жественной природы.»

И вот на какой бы ступени духовного развития мы ни нахо­дились, первое, что от нас требуется, это быть подлинно самими собой, как бы стоять достоверно: не тянуться быть никем и ни­чем, кроме той личности, какая мы есть; не стараться копи­ровать ничье поведение, не втискивать себя — ни свое сердце, ни ум, ни волю — ни в какие рамки, ни образцы, которые были бы ложью перед Богом, самообманом и обманом других людей.

Первое правило, это быть верными себе и стремиться к этому со всей цельностью, на какую мы только способны, со всей стра­стностью и со всей радостью. Что же это означает на практике?

Кроме того, что я сказал несколько минут тому назад, это значит, что мы должны докопаться, кто мы такое есть не только как социальный элемент, но на другом уров­не. И чтобы сделать это, мы можем читать Евангелие, которое есть образ того, что есть подлинный человек; это не книга за­поведей, как бы приказов, которые Бог накладывает извне: посту­пай так-то, и ты будешь праведным в Моих глазах, — нет; это картина того, что истинный человек думает, что он (и она) чувствует, чем является.

Вот будем смотреть в Евангелие, как мы смотрим в зеркало, и мы обнаружим, что в столь многом мы — образ изуродованный, но в чем-то малом — а то и во многом! — мы уже являемся подлинным человеком, потенциально, в становлении. Отметим себе эти отрывки, про которые мы можем сказать, как Лука и Клеопа на пути в Эммаус: «Не горит ли сердце во мне, когда я слышу, когда я читаю эти слова? Как они прекрасны! Какая в них правда! Это жизнь!..» И если вы найдете один от­рывок, другой отрывок, на который вы так отзываетесь — ра­дуйтесь! Потому что вот в этом Бог достиг до тебя, достиг на самых глубинах твоего существа, открыл тебе, кто ты подлинно есть; но в то же время, открыл тебе, и кто Он на самом деле есть, показал тебе, что ты и Он — в гармонии; что если только ты станешь тем, что ты уже подлинно, потенциально есть, то ты будешь похожим на Него, подобным Богу, подлинным, неповрежденным образом — по крайней мере в одной или двух чертах.

Но мы можем сделать еще нечто; если мы хотим быть подлин­ными, мы должны помнить, что Бог не ожидает от нас, чтобы мы были чем-то, чем мы на самом деле не являемся, но Он ожидает, чтобы мы были тем, что мы есть. И мы можем стать перед Бо­гом и сказать Ему: «Господи, я прочитал в Евангелии то и дру­гое; я это понимаю умом; я верю сердцем, что это правда; но это не зажигает мой ум, не воспламеняет мое сердце; это не возбуж­дает мою волю, не преображает меня еще пока, — прими меня, какой, какая я есть! Я переменюсь, но пока, сейчас я не могу отозваться на такой призыв, на такой пример…» Есть отрывок, такой прекрасный, как мне кажется, в творениях Марка Подвиж­ника, где он говорит: «Если бы Сам Бог встал перед тобой и ска­зал: «Сделай!», а твое сердце не может ответить «АМИНЬ!» — не делай этого! Потому что Богу не нужно твое действие, Ему нужно твое согласие с Ним, гармония между Ним и тобой.»

Поэтому, когда мы пытаемся найти, какова воля Божия для меня — не в абсолюте, а, где я стою вот уже сейчас? Чем я уже сейчас могу быть и что я уже могу сделать? — делать это от всего сердца, с Богом вместе; потому что, в ко­нечном итоге, цель нашей духовной жизни, цель нашей жизни и веры во Христа не в том, чтобы «прошколить» себя делать ско­рее одно, чем другое; цель в том, чтобы установить между Богом и нами взаимоотношения подлинной дружбы, радости о взаимной свободе, а в рамках этой свободы, этой дружбы, в ответ на Божию любовь, на Божие уважение к нам, на Его веру в нас, на надежду, которую Он на нас возлагает, — в ответ на все это делать всё, что мы можем, чтобы обрадовать Его, и чтобы Он мог сказать: «Она поняла, он понял, что он — не раб, что он — Мой друг..» И Он — мой друг!.. Какая это радость! И это — дар, подарок Божий, который мы можем принести Ему так же, как и приняли этот дар от Него. Аминь!

Перевод с англ.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет