митрополит Антоний Сурожский

О Закхее

23 января 1977 г.
Тема: Евангельские притчи   Место: Лондонский приход   Период: 1976-1980   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Наступила вторая подготовительная неделя к Посту; мы вспо­минаем сегодня Закхея мытаря. Имя «Закхей» значит «праведность», «справедливость»; как несуразно это имя в контексте его жизни, с какой горькой насмешкой должно быть люди думали о том, как этот человек назван и как он живет; как все люди, которые были им унижены, обездолены, обокрадены, притесняемы, должно быть про­износили его имя, принимая его как оскорбление, как насмешку: «Как можно такого человека назвать таким святым именем, сделать его знаком таких великих, святых вещей, как праведность и справедливость, когда вся его жизнь — глумление над справед­ливостью, когда вся его жизнь — служение мамоне неправды?»

Но вот, пришел какой-то час и этот человек, жизнь кото­рого была так уродлива, была в таком противоречии с его именем и как бы его глубинным призванием, вдруг оказался лицом к лицу со Спасителем Христом. Он хотел Его видеть, и для этого он не побоялся подвергнуться глумлению, насмешкам своих сограждан; человек, вероятно, пожилой, по земному достойный, богатый — он взбирается на дерево, потому что он слишком мал ростом, чтобы через головы других людей увидеть Спасителя. И Спаситель, проходя мимо, как говорит Евангелие, его видит. Разве Он не видел других людей? Конечно, видел! Но в тот момент Христос заглянул в глубины этого человека и увидел, что не напрасно он назван святым именем справедливости, святым прозвищем правед­ности… И Он его подозвал к Себе; Он поверил самому святому, что в этом человеке, было где-то зарыто, зарыто всей его жизнью, затуманено всем. Он вошел в его дом; и когда Закхей вгляделся в своего Спасителя, увидел в Нем полноту человеческого величия, бесконечную крепость и бесконечное милосердие, любовь до креста, жалость и сострадание, и вместе с этим не­умолимую правду и праведность — он сломился, годы и годы недостойной жизни вдруг как пыль разлетелись, и ос­тался перед Христом человек, настоящий, подлинный человек, спо­собный на покаяние, способный сказать, что если он чем оби­дел кого бы то ни было, он четверицею ему возвратит, — стоит этому человеку прийти и потребовать с него исправления не­правды; и если он кого-нибудь унизил или отнял клеветой — он всё ему сполна отдаст… Он поверил во Христа; он поверил в се­бя самого, он поверил в человеческое величие, в святость и дивность человеческого призвания, он почувствовал, что быть таким, каким он прожил все годы своей жизни, — недостойно; он захотел вырасти, как говорит сегодняшнее Послание, в полную меру роста Христова, вырасти в стать человека. Он стал действительно через веру сыном Авраама…

Что же нам мешает пройти тем же путем?.. В прошлое воскресенье был нам представлен образ Вартимея слепо­го, который от слепоты своей не мог видеть ни сияющего солнца, ни осиянного мира, ни проходящего Христа, ни ближнего своего, ни себя, ни пути перед собой; и Христос открыл ему очи на всё. Закхей представляется нам примером человека, ко­торый способен преодолеть другое зло, удерживающее нас на пути жизни; да, мы тоже слепы, мы тоже неспособны видеть мир, осиянный благодатью, Христа, действующего в нем царственно, ближнего своего, и пути своего. Но мы еще ослеплены иным образом: тще­славием, страхом перед судом человеческим; мы видим, мы не со­вершенно слепы; но Бога мы не видим, а видим только на­смешливые, пугающие нас лица людей, читаем на этих лицах осуждение и насмешку, когда так часто на них написана жалость, боль о том, что мы так унижены, так недостойны себя самих. Лицемерный человек, по слову Иоанна Лествичника, это чело­век, который Бога не боится, а перед людьми дрожит и пресмыка­ется; разве мы не таковы? Кто из нас, для того, чтобы лицом к лицу предстать перед Спасителем своим Христом, способен, как Закхей, поставить себя в такое положение, в котором все его осмеют — разве мы способны на это? Как редко мы бываем достаточно мужественны, чтобы лицом к лицу встретить насмешку и поругание!

Закхей этого не побоялся; и вот, о чём он, он нам говорит: «Не бойся человеческого суда, не бойся его насмешки, не бойся!.. Не будь ослеплён лица­ми, множественными лицами людей, посмотри на единственный лик, который есть подлинно человеческий Лик, Лик Христа, твоего Бога и твоего брата по человечеству, твоего Спасителя; забудь всё, вглядись в Него — и открой Ему дверь в свою жизнь, в своё сердце, в свой ум! Откройся Ему до конца! Открой свой дом, своё сердце, свой ум — но дорогой ценой.» Закхей не только преодолел страх перед людьми, но он дал слово, которое он выполнил выправить свою жизнь: вот второе его нам наставление… «Если мы хотим стать детьми Авраама, т.е. детьми веры, мы должны быть готовы выправить жизнь ценой, как сделал это Закхей…»

Вот вдумаемся в этот образ, как мы вдумались прошлое воскресенье образ Вартимея слепца, и приступим в эту неделю по-новому, смело, радостно к тому, чтобы, открыв глаза, преодолев слепоту, теперь увидеть единственное на потребу и стать сво­бодными людьми — не рабами своей слепоты, не рабами своего страха, не рабами любого человека, который захочет нас взять в плен, не рабами того, что нам принадлежит, что мы приобрели, чем мы обладаем и что нами на самом деле обладает, станем свободными, и пойдём одним шагом дальше в глубины Царствия Божия, в радость полноты жизни, полноты меры роста Христова.  Аминь!

Опубликовано: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет