митрополит Антоний Сурожский

О званых на пир

30 декабря 1973 г.

Кончается сегодняшнее евангельское чтение очень страшны­ми словами: Много призванных, а мало избранных… Господь, Который сотворил мир для того, чтобы поделиться с ним вечной, божественной радостью, встречается, однако, в этом мире с хо­лодным отказом. Он призывает всех, но избрание зависит от нас; Он всех сотворил любовью для радости и вечной жизни, но мы должны ответить любовью на любовь и войти в ту радость, которую нам предлагает Господь. И картина, которая дается в сегодняшнем Евангелии, такая простая и так точно описывает все состояния нашей души, все причины, по которым нам на Бога нет времени, на вечность нет интереса…

Приготовил Господь пир веры, пир вечности, пир любви, и посылает Он к тем, которых Он давно предупредил о том, что будет такой пир, и чтобы они были готовы к нему. Один отве­чает: Я купил клочок земли, надо мне его обозреть, надо мне им овладеть, ведь земля — моя родина; на земле я родился, на земле живу, в землю же лягу костьми, — как же мне не по­заботиться о том, чтобы хоть какой-то клочок этой земли был мой? Небо — Божие, а земля пусть будет моя… Разве и мы не так поступаем, разве и мы не стараемся укорениться на земле так, чтобы уже ничто нас не поколебало, так обеспечить себя землей и на земле? И думаем, что вот-вот обеспечим себя, и придет время, когда все будет сделано земное, и будет время подумать о Боге…

Но вот тут мы слышим и второй пример, который нам дает Господь; к другим званым послал Он Своих слуг, а те ответи­ли: Пять пар волов мы купили, надо нам их испытать, у нас есть задание на земле, у нас есть работа, мы не можем оста­ваться без дела; мало того, чтобы принадлежать земле — надо принести плод, надо за собой оставить след. Нам некогда пиро­вать в Царстве Божием, оно слишком рано приходит со своим призывом вечной жизни, созерцанием Бога, радости взаимной любви, — надо на земле что-то еще закончить. А когда все будет сделано, когда останутся для Бога только жалкие остат­ки человеческого ума, тела, сил, способностей, тогда пусть то, что остается от земли Он Себе берет; но сейчас дело идет о земле, родной, своей, которая плод приносит, на кото­рой надо оставить вечный след — как будто что-нибудь оста­нется от нас через одно-другое десятилетие после нашей смерти…

И к третьим посылает Господь, и эти Ему отвечают: В нашу жизнь вошла земная любовь; я женился, неужели мне отрываться от этой любви, чтобы вступить в царство другой любви? Да, небесная любовь просторней, глубже охватывает всех; но я не хочу этой просторной любви, я не хочу этой всеобъемлющей люб­ви, я хочу личной ласки, я хочу одного человека любить так, чтобы никто и ничто на земле не значило бы того, что значит для меня этот человек. Мне недосуг теперь вступать в вечные чертоги; там любовь безбрежная, всеобъемлющая, вечная, Божия, а здесь любовь по масштабу моего человеческого сердца: ос­тавь меня, Господи, насладиться моей земной любовью, и когда ничего больше не останется, тогда прими меня в чертоги Твоей любви… И мы так поступаем; мы себе на земле находим труд такой неотложный, что для Божьего дела, для жизни с Богом времени нет. И мы такую любовь находим себе на земле, что до Божьей любви нет дела… «Вот придет смерть — тогда ус­пеем»: это все тот же самый ответ на Божью любовь… Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы: всё дам, любовь дам; встретитесь вы, люди Божии, встретитесь вы лицом к лицу, но не так, как на земле, туманно друг друга видя, не понимая друг друга, недоумевая, горюя, раня один другого…. Встанете в Царстве Божием — и все будет прозрач­но: и понимание ума, и ведение сердца, и стремление воли, и любовь; все будет как хрусталь ясно… А мы отвечаем: Нет, Господи, на это будет свое время; дай нам исчерпать землю, в которой мы живем… И черпаем, и живем, и кончается тем, что по слову Божию в Ветхом Завете, дав нам всё, что она только могла нам дать, земля обратно берет всё, что она сама дала и что дал Господь: Ты земля еси и в землю отыдеши — и тогда купленное поле делается могильным полем, тогда труд, который нас оторвал от Бога, от живых отношений с людьми, от живого отношения с Богом, рассеивается даже в памяти людей; тогда земная любовь, которая нам казалась так велика, представляет­ся нам, когда мы станем в вечности, узкой тюремной кельей. Но ради всего этого мы сказали Богу: Нет! Не Тебя, Господи, — землю, труд, любовь земную хотим мы пережить до конца!…

Мало избранных не потому, что Бог строго выбирает, не потому, что Он мало кого находит достойным Себя, а потому, что мало кто находит Бога достойным того, чтобы посту­питься клочком земли, часом труда и мгновением ласки… Много призванных — мы все призваны: кто же из нас отзо­вется? Достаточно на любовь ответить любовью, чтобы войти в пир веры, пир вечности, в жизнь. Неужели же мы не ответим на Божью любовь одним словом: Люблю Тебя, Господи…

/последней фразы недостает/

Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014; «Воскресные проповеди». – Таганрог: Издатель Е.А.Сухова, 2003.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет