митрополит Антоний Сурожский

Об исповеди

26 сентября 1999 г.
Тема: Исповедь   Место: Лондонский приход   Период: 1996-2000   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Меня просили говорить с вами несколько раз об исповеди. И вот второй раз я обращаюсь к вам со словом о ней.

Исповедь — это дивный момент; не момент страха, а момент неописуемого изумления, что нам дано стать лицом к лицу с Самим Христом, Который невидимо стоит, но образ Которого на аналое нам говорит о Его присутствии, и открыть Ему все наше сердце. Мы к Нему приходим как к единственному такому Другу, Который всю Свою жизнь и всю свою смерть отдал для того, чтобы мы были спасены, и для того, чтобы мы могли поверить, что Он действительно нас любит и любит неограничен­но, любит до конца. И поэтому, приходя на исповедь, мы должны думать о том, что совершается неописуемая встреча с Живым Богом, Который захотел стать человеком только для того, чтобы нас спасти от разлуки с Ним, от осквернения, от порабощения злу.

С каким доверием должны мы к Нему подходить, с открытым сердцем; как мы можем стать перед Ним и сказать: «Господи, спасибо, что Ты меня принимаешь, спасибо, что Твое сердце мне открыто! Я могу с Тобой говорить не как с судьей, и даже не как с другом, а с таким Другом, Который жизнь Свою отдал для того, чтобы я мог быть спасен.»

Вот, с чем мы должны подходить к исповеди. И священник — это не тот, кому мы исповедуемся; в молитве перед исповедью священник говорит: «Я только свидетель».

Что значит быть свидетелем? Есть разные свидетели. Вот случился несчастный случай на дороге; мы присутствуем при нем, и нас спрашивают: ты видел, что было? Ты можешь точно описать?.. И мы можем, и нам все равно, кто прав, кто виноват; мы должны только сказать то, что случилось.

А бывают другие случаи, когда мы являемся свидетелями на суде, где мы все стараемся сказать, чтобы защищаемый нами мог быть спасен от осуждения, от наказания, которого он не заслуживает.

А есть еще свидетель, который описан в Священном Писании, в Евангелии как друг жениха, как тот друг, которого жених и невеста приглашают, чтобы быть свидетелем их брака, свидетелем момента, когда они друг другу отдаются безгранично, всецело, совершенно, свидетелем, что они не покоряют один другого, а один другому себя дарят и что это есть чудо совершенной любви, поскольку она нам доступна.

И священник — это тот, которого Бог поставил быть свидетелем нашей встречи с Ним, быть свидетелем того чуда, что Он предстоит со всей Своей любовью, с открытыми объятиями, и что мы приходим с доверием к Нему, отдаться Ему. И он стоит рядом с нами и молится о том, чтобы эта встреча была радостью, чтобы эта встреча была исцелением, чтобы эта встреча была новой жизнью. Вот какую роль исполняет священник; он друг Жениха и он — другой; он стоит и молится о том, чтобы эта встреча была плодотворной, чтобы эта любовь никогда не была осквернена, чтобы эта встреча была совершенством.

Вот мысли которые я хотел бы с вами оставить сегодня об исповеди, так, чтобы, когда вы следующий раз придете, вы продумали и, сколько сумеете, восприняли. Аминь.

Опубликовано: Соборный Листок № 335, ноябрь 1999 г.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: Об исповеди