митрополит Антоний Сурожский

Об исповеди

31 октября 1999 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Продолжая короткие свои беседы-проповеди об исповеди, я хочу сегодня сказать вот о чем: исповедь — это прежде всего встреча и примирение. Это встреча нас со Христом, Который нас любит неограниченно. Который нас любит всей жизнью и всей смертью Своей, и Который никогда от нас не отворачивается, но от Которого Мы порой, а может быть часто, отходим. Это встреча, которая может быть чистой радостью, когда в течение какого-то времени ничто не разделяло нас со Христом, когда дружба наша была чистая, цельная, когда дружба наша не была нарушена никакой неверностью. Тогда мы можем прийти ко Христу ликуя, радуясь; мы можем прийти на исповедь и сказать: «Господи, спасибо за Твою дружбу; спасибо за Твою любовь; спасибо за то, что Ты есть; спасибо за то, что Ты меня допускаешь к Себе; спасибо Тебе за все. Радость Ты моя! Счастье Ты мое! Прими меня, и благослови меня причаститься Святых Твоих Таин. То есть, соединиться с Тобой еще более совершенно, чтобы радость моя была совершенна…» Так бывает; так бывает, может быть, редко. Но иногда такая встреча может заполнить собой всю жизнь, быть вдохновением для всей жизни нашей, и дать нам крепость и силу жить.

Но более часто мы приходим ко Христу после какой-то разлуки. Иногда разлука была не жестокая, не враждебная; иногда разлука была в том, что мы забыли о Нем, нас захлестнула жизнь, нам некогда было о Нем вспомнить — столько было другого в жизни. И вдруг мы вспомнили, что помимо всего того, что было нашим вдохновением, нашей радостью в течение какого-то времени, есть Христос, есть Друг такой, Который никогда нас не забывает, от Которого мы отошли и Который остался один. И мы тогда должны спешить к Нему и сказать: «Господи, прости, меня захлестнула жизнь, я увлекся тем, и другим, и еще чем-то; прими меня обратно. Ты ведь знаешь, что это увлечение поверхностно, но что настоящее — это наша дружба…» Но перед тем, как это сказать, мы должны перед собой поставить вопрос: правда ли дружба моя со Христом так глубока, что ее ничто, даже временная забывчивость моя не может затмить, а тем более разрушить… Встреча и покаяние…

Но бывает так, что мы согрешили перед Богом; согрешили неверностью не в малом, а чем-то очень глубоком. Это может быть мгновение, которое нас разлучило глубинным образом. Вы помните, что случилось, когда Христос предстоял перед Синедрионом, как служанка одна подошла к Петру и сказала: «А этот же тоже был с Ним». И Петр испугался; испугался того, что ему сделают за то, что он был со Христом и начал клясться: «Нет, этого Человека я не знаю!..» Ему стало невмочь оставаться в этом дворе, видеть через окно Христа, Которого судят. И в это мгновенье Христос повернул голову и посмотрел на него. Всеведущий Сын Божий не слышал ухом Своим эти слова, но они ударили Его в душу. Один из самых близких Его учеников заявил о том, что он Его не знает, знать не хочет, что ему дороже жизнь, что ему дороже спокойствие. И этот взор ударил Петра в душу так, что он заплакал и вышел. Это было одно мгновение такой радикальной, страшной неверности. И позже, когда Мария Магдалина встретила Спасителя в саду после Его воскресения, Он ей поручил: «Пойди к ученикам Моим и к Петру и скажи им о том, что Я воскрес…»  Потому что Петр уже не мог себя считать одним из учеников, он был изменником, он отрекся, и поэтому Христос особо его упомянул, чтобы он знал, что и он не отвергнут, что ученики все бежали со страху, не отрекшись, однако, а он и бежал, и отрекся; и, однако, что любовь Христова неколебимо его держит, что он может Его встретить лицом к лицу, он может пасть к Его ногам, он может просить прощения, но он знает, что он любим как он был любим в самые верные времена…

А бывают времена, когда мы приходим на исповедь, — мне не хочется употребить это слово, но — очередным образом, потому что нам хочется возобновить близость, которая как бы поколебалась. В такие моменты мы должны прийти к Христу, зная, что мы любимы всей жизнью и смертью Его, что мы любимы до конца, до глубин Его сердца, и что мы можем прийти, но что для того, чтобы стать снова друзьями, мы должны свою душу Ему открыть, все Ему сказать, чтобы Он от нас знал, что неладно с нами, что является нарушением нашей дружбы.

И тут не надо прибегать к спискам грехов, не надо искать по книгам, даже в Священном Писании, те грехи, в которых мы можем быть виноваты; а мы должны поставить себе вопрос о том: в чем я лично согрешил перед Богом, чем я лично оказался Ему неверен. А для этого есть один простой способ. Во-первых, испытание своей совести: что я предпочел Христу? Я сейчас списков не буду давать, но каждый из нас может сказать: «Да, моей близости ко Христу я предпочел то или другое — какой позор.» Но кроме этого мы можем поставить себе вопрос: что я чувствую постоянно, неизменно? И для этого мы можем взять, читать Святое Евангелие, и отмечать в нем не то, в чем оно нас упрекает, обличает, а отмечать то, о чем мы можем сказать, как ученики, которые шли в Эммаус со Христом: «Разве сердце, но горело в нас, когда Он с нами говорил по пути?..» Вот, ищите в Евангелии те места, от которых загорелось ваше сердце, хоть на мгновение, места, которые нас тронули до самых глубин души, где вы почувствовали, что вы и Христос, вы и Христос разделяете те же чувства, те же мысли, что вы — одно, да, мы одно с Ним, что есть такие места, о которых мы можем сказать, что Его мысли — наши мысли, Его чувства — наши чувства, что мы с Ним едины, едины в это мгновение. И когда мы вдруг обнаружили, что это мгновение мы нарушили, мы затоптали ногами, мы отвернулись; что в этом мы были едины с Ним и отвернулись от этого, это значит, что мы отреклись от немногого, может быть, но от самого святого, что в нас самих есть. Неважно, в каком-то смысле, нарушили ли мы те или другие правила, но тут мы нарушили страшным образом наше единство с любимым и с Тем, Кто нас любит. И вот эти места нам надо перечитывать, нам надо проверять себя по ним; не искать, в чем мы виноваты в другом отношении, а — в чем мы потеряли нашу верность, нашу дружбу, нашу любовь в том, в чем она уже существует, потому что она неотъемлема со стороны Христа, — мы ее отвергли. И вот с этим нам надо приходить на исповедь. Это может быть нечто как будто и неважное, но в чем я предпочел что-то Христу. А это может быть что-то очень страшное, как отречение от Него.

Вот, когда будем готовиться к исповеди, поставим перед собой вопрос о том, что это — встреча с самым близким другом нашим, с любимым нашим, с Тем, с Кем мы хотим быть едины, неразлучны, навсегда, полностью, до самых глубин наших, и что мы нарушили эту дружбу в том, в чем она уже существовала, как свидетельствует нам наше сердце, наша память, наш ум, когда мы вспоминаем эти места, о которых сердце наше горело, о которых ум наш просветлел, от которых воля наша дрогнула к добру, и тело присмирело, забыло, что оно — плоть и стало телом, святыней; святыней потому что через крещение оно соединилось с человечеством Христа, через миропомазание оно стало сосудом Святого Духа, через причащение оно стало телом Христовым хотя бы зачаточно.

Вот, с чем мы должны приходить на исповедь. Дай нам Бог приходить именно так, и тогда мы сможем каяться, мы сможем действительно жалеть не о том, что есть в списке каком-нибудь тот или другой грех, которого мы мимоходом коснулись, а что что-то разбилось в моей дружбе, в моем единстве со Христом, Спасителем, другом, любимым. Аминь.

Опубликовано: Соборный листок № 336

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: Об исповеди