Митрополит Антоний Сурожский

Обращение его Высокопреосвященства Митрополита Антония (Блюма) Сурожского на интронизации его Высокопреосвященства Архиепископа Алексия (Ван Дер Менсбругге) Дюссельдорфского и Северозападногерманского

1970 г.

Высокоуважаемый и сердечно любимый Архиепископ Алексий!

Для меня это особая радость быть посланником Патриархата, чтобы возвести Вас на престол Вашей новой епархии. Не только потому, что нас связывает долголетняя дружба, но и потому, что я всем сердцем верю в то, что это начало новой деятельности нашей Церкви, диалога между Западом и Русской Церковью и в то, что Вы — достойный представитель тех, кто Вас послал.

Из всех Церквей, принадлежащих к Православию, Вы избрали Русскую Церковь. Выбрали во времена величайшего испытания, во времена гонения, в то время когда очень многие, не только иностранцы, но и русские утратили всю надежду и не могли более верить в свою Матерь-Церковь.

Вы избрали трагичную и гонимую Церковь, Церковь, которая не может предложить ничего кроме любви, Истины и жизни во Христе и ничего более. Однажды Вы сами сказали группе христиан: «Я не могу ничего предложить, у меня нет ни золота, ни серебра. Все что я могу вам дать, это воистину Божественная Церковь». Это и есть та Церковь, которая Вас ныне избрала быть ее представителем в Германии, в Северозападной Германии. И я этому радуюсь. Во времена гонений русская Церковь многое осознала, о чем мы ранее могли только догадываться.

Она осознала, что означает Крест. Она осознала, что есть реальности, ради которых нужно жить и даже умереть.

Помоги Вам Господь, свидетельствовать именно о этих реальностях, ради которых можно жить и умереть:

Воплощение Христово, что Бог, наш Бог, Живой, Вечный, Всесвятой, стал человеком, потому, что такова Его любовь к Его созданию.

Силой свидетельствовать о Кресте Христовом, о Воскресении, о страдании в саду и о Свете Фавора, обо всем, что обозначает Любовь Божию.

Мы живем между миром и Церковью, в напряжении и это напряжение проникaeт очень глубоко в русские души, в души эмигрантов. Мы столь сильно хотим единым сердцем, и единым чувством в наших сердцах удержать Россию и Церковь воедино, но существует напряжение и это напряжение может быть созидательным. Это Благословение Божие, что мы сейчас в наше время можем обнаружить раздвоение между нашим гражданством или национальностью и нашей принадлежностью к Церкви Христовой. Церковь Христова принадлежит всем. Церковь Христова не знает ни национальностей, ни стран, Она уже сейчас, в этом мире — Царство Небесное.

Это, как мы надеемся, смогут увидеть люди здесь через Вашу проповедь и через Вашу жизнь.

Мы любим нашу страну, но мы разлучены с ней. Мы любим нашу Церковь, и мы всецело принадлежим к этой Церкви и к этому народу, к верующему народу России.

Созидательно — не быть в состоянии отождествлять мир и Церковь, Царство Небесное и землю. Но настолько Бог возлюбил мир, что послал в мир своего Единородного Сына, чтобы мир, весь мир, каждая душа человеческая была спасена. И эти души вверяются сейчас Вам.

Это Ваша обязанность и Ваша радость, соработать Спасителю, нести проповедь тем, кто, может быть, забыл Христа на свободе, тем, кто — паломник на этой Земле.

Омофор, который Вы нoсите — заблудшая овца. Посох, который Вам дан — посох паломника. Идите в мир и приносите всем и каждому радость, что Бог стал Человеком, что мы, все люди, можем стать воистину Обожеными, что мы настолько сильно возлюбили друг друга, что весь мир объединен и спасен через Христа и Святого Духа в нашей проповеди.

Да пребудет Благословение великой, трагичной, гонимой Церкви Российской с Вами и со всеми вами всегда и во веки.

А теперь, возлюбленный и уважаемый Архиепископ Алексий, благословите Ваш народ, и тех, кто с любовью и радостью пришел сегодня сюда, чтобы приветствовать Вас, как русского Архиепископа Дюссельдорфского и Северозападногерманского.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: