митрополит Антоний Сурожский

Ответы на вопросы радиослушателей. Часть 5

Радиопередача Би-би-си
9 апреля 1995 г.

Мой вопрос о шизофрении. Не явно ли это духовная болезнь, не порабощение ли (победное) человека духов­ными темными силами? Может ли эта болезнь быть следствием духовных преступлений предков? встречались ли вам случаи исцеления шизофре­ников? Какие меры для компенсации болезни в качестве реабилитационных вы посоветовали бы как священник и врач?

Первое, что я хочу оказать с совершенной убежденностью: никакой болезни нельзя приписывать просто греховности, ни своей, ни своих предков, если не говорить о том, что все неладное, что совершается на земле, происходит от того, что человек первично, в лице Адама и Евы, отпал от единства с Богом. Но говорить о том, что шизофрения, рак или какая-либо другая болезнь непременно свя­заны с греховностью, нельзя. Бывает — и не так редко, — что Гос­подь дает человеку болезнь как путь ко спасению. Мне вспоминается рассказ о том, как одного святого просили молиться об исцелении одного человека. Он помолился несколько дней, а потом пришел и оказал: Господь мне открыл, что я мог бы его исцелить, но Он мне открыл также, что болезнь дана во спасение и его, и других людей вокруг него… И в житиях святых мы находим целый ряд случаев, когда сами святые или просто верующие болели долгое время, не по­тому что они были грешники, а потому что это было путем спасения — не только личного, но и спасения людей вокруг. Я помню случай, когда один крестьянин 19-го века 38 лет лежал парализованный в деревне, у себя в хате — и был вдохновением и путем ко спасению целого ряда людей, потому что то, как он воспринимал свою болезнь, как он терпел страдания, с каким светлым, ликующим выражением лица он встречал всякого человека, было вдохновением для всех, кто только соприкасался с ним. Это одно.

Второе: есть место, которое может нас озадачить, но нельзя просто отметать, в писаниях святого Иоанна Кронштадтского. Говоря о душевных болезнях, он пишет, что есть души настолько хрупкие, что они разбились бы о грубость и жесткость окружающего мира, и Господь допускает, чтобы между миром и ими опустилась пелена пси­хической болезни, чтобы они были отделены от того, что могло бы разбить их цельность. И за этой пеленой душа зреет и меня­ется, и человек растет. Это место мне особенно запомнилось, потому что я это видел на самом деле.

Много лет тому назад, когда я еще был врачом во Франция, был в нашей среде выдающийся иконописец, — и он начал сходить с ума. Его окружение, мать и сестра, поступили так, как многие поступают. Они не хотели его как бы «возбуждать», и когда он говорил, что чувствует запах серы или слышит какие-нибудь голоса, они делали вид, что прислушиваются, и говорили: «Да, да, на самом деле….» — тогда как ничего, конечно, не воспринимали, потому что ничего и не было. Болезнь его стала ухудшаться, и ко мне обратились с вопросом (как я сказал, я был врачом, и меня спрашивали как та­кового): «Вот, мы его кропили святой водой, он исповедовался, мы служили молебны, мы совершали помазание над ним, его причащали, и ничего не случилось. Он всё продолжает болеть. Что делать?» Я тогда посоветовал просто послать его в больницу на электротерапию. И я помню, с каким возмущением мне ответили: «Ты что, неверую­щий? Ты считаешь, что силой молитвы нельзя сделать то, что может сделать электрический шок? А что если в нем действует дьявол?» Я тогда ответил — чистосердечно, но и вызывающе: «Знаете, если в нем действует дьявол, электрошок дьяволу никакого вреда не прине­сет, а Г. может спасти»… Это было встречено с большим негодова­нием, но его всё-таки пришлось отдать в больницу. Я тогда там работал и его видел каждый Божий день. Он около года провел в больнице; он кощунствовал, бился, был совершенно невменяем, нельзя было войти с ним ни в какой контакт. А потом вдруг он пришел в себя. И когда он вышел из больницы, исцеленный благодаря меди­цинской помощи, оказалось, что с ним случилось то, о чем говорил Иоанн Кронштадтский: еще неопытный, еще не вполне созревший, хотя очень одаренный художник вышел из больницы зрелым иконописцем, ка­ким не был раньше.

Это ответ на ваш вопрос о том, может ли медицина что-то сделать в отношение шизофрении. Если бы речь шла о грехах, о «воз­мездии» со стороны Бога, то никакие электрошоки не могли бы по­мочь. Нет, это была физическая болезнь, и мы не можем говорить о том, что всякая болезнь происходит от греха.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет