митрополит Антоний Сурожский

Память свт. Петра Московского

Всенощная у "Николы в Кузнецах", Москва
5 сентября 1972 г.
Тема: Святые и святость   Место: СССР   Период: 1971-1975   Жанр: Проповедь

Что такое святитель? Святитель, в первую очередь, это че­ловек, которого призвал Господь благословлять Его именем и освящать всё земное силой и благодатью и словом Самого живо­го Бога. И это освящение начинается с момента, когда человек сам себя отдает Богу, приносит себя как жертву живую, с тем, чтобы принадлежать Богу безраздельно, чтобы быть Его, до конца. Самый великий образ такого человека мы находим во святом Иоанне Предтече, о котором Евангелие говорит, по­вторяя слова пророка Исаии, что он был гласом, вопию­щим в пустыне; это уже не человек был, который произносил бы слова Божии — это был громовой Божий глас, звучащий устами человека. Бог говорил им; Он так овладел Иоанном, что Иоанн стал только гласом Божиим, только силой Божией, толь­ко Божиим делом. И так случается со всяким человеком, который до конца, безраздельно, без оглядки, подвигом иногда устра­шающим нас, отдаст себя Богу, принесет себя в живую жертву, скажет Богу: Я Твой! Делай со мной всё, что Ты только захочешь, но только бы во мне, вокруг меня, через меня со­вершалась на земле Твоя преображающая, освящающая воля…

Таким был и митрополит Петр, память которого мы сейчас празднуем. Отдавая себя безраздельно Богу, он от своего Бога, от нашего Бога научился любить такой любовью, которая могла преображать жизнь и людей вокруг него. Любовь действительно преображает… Часто нам думается: если бы окружающие нас люди были лучше, как легко было бы их любить! Да; но это было бы тогда не творческим и преображающим подвигом любви, это было бы только одной отзывчивой радостью на чужую свя­тость, на чужую доброту, на душевную красоту других людей. Любовь начинается тогда, когда нам дано видеть людей так, как их видит Господь; видеть одних в их славе и великой ду­ховной красоте и ликовать о них, и благодарить Бога за это видение. А других видеть в их мраке, помраченных, раненых грехом, изуродованных злом. И этих полюбить сострадательной, жалостливой, ласковой любовью. Каждый раз, когда мы умеем кого-либо так полюбить, мы кладем начало его преображению; нельзя стать лучше без того, чтобы кто-нибудь нас не полюбил; не полюбил бы и не поверил, что всё возможно, что мы не обязательно погибнем в нашем грехе; что мы не обязатель­но останемся изуродованными злом и страданьем; что мы можем ожить и стать во всей красоте и славе, к которой нас призвал Господь.

И вот святые Церкви нашей умели любить; умели любить, забывая себя; умели любить, проходя мимо зла и видя только ужас и страданье тех, кто это зло совершает… Святи­тель Петр умел освятить вокруг себя жизнь, потому что он умел любить людей; он умел вглядеться в жизнь и прозреть в ней всё то, что способно стать частью Царствия Божия, вгля­деться в жизнь и в события и включить их в тайну Божиего до­мостроительства. Он умел большой любовью человека и бездон­ной любовью Бога одарить людей вокруг себя; но он еще освящал людей не только своей преображенной любовью, но и тайнами Церкви.

Тайны Церкви: крещение, причащение Святых Тайн, миро­помазание, кладущее на нас печать дара Святого Духа, брак, священство, покаяние — всё это действия Божии, которые совершаются в среде церковной, среди народа Божия, силой Господа Духа Святого; но это возможно только если человек имеет в себе и веру и любовь. Если бы мы только понимали, что совершается над тварью, когда совершаются таинства Церк­ви! Вот, церковные люди собрались; один из них, Богом постав­ленный и освященный, возносит молитвы Церкви к Богу, и Дух Святой сходит на воды крещения, на хлеб и на вино предложе­ния, и они уже — преображенная тварь. Это уже не обыкновен­ные воды, это уже не просто хлеб и вино, эти воды полны силы и действием и присутствием Святого Духа; они уже исполнены ангельской силы, они уже могут преображать и претворять нас, людей, в новые существа. Этот хлеб и это вино уже стали Телом и Кровью Христа. Какое дивное чудо! И этим чудотворным обра­зом, по жалости, которую он делит с Богом, по состраданию Божию, которое живет и пламенеет в его душе, по любви к лю­дям, святитель даёт, и этот дар, который он приносит от живого Бога, потому что он тоже сумел полюбить и отдал себя в руки Божии, преображает нас. И тут любовь Божия, бесконеч­ная любовь, любовь безбрежная, которая охватит и добрых, и злых, и всех зовет ко спасению. Как это дивно!

И еще, совершается другое, последнее, о чем я хочу упомянуть. Есть присловье на Афоне, на Святой Горе, что ни­кто не может отречься от мира, если он не увидит в глазах, на лице хоть одного человека сияние вечной жизни. И вот свя­тые, которыми так богата наша Церковь, они действительно были присутствием этого животворного, преображающего, радующего душу сияния вечной жизни. Это были люди, которые уже на зем­ле жили вечностью, которые действительно, верой и любовью стали как бы частицами Тела Христова, ломимого ради спасе­ния мира. Это были люди, которые стали по обетованию Ветхо­го и Нового Завета местом селения Духа Святого. Они приоб­щились, по слову апостола Петра, самой божественной природе; они своим присутствием были как бы присутствием тайны Божией среди нас, присутствием вечности. Глядя на них, можно было хоть сколько-то предугадать славу человеческую, которая от­кроется в конце времен, так же как видя пречистое Тело и Кровь, так же как взирая на воды крещения, мы видим тварь уже преображенную; мы видим, что будет с миром, когда Бог будет всем во всех. Разве это не дивно, разве это не радость, что нам дано иметь такой сонм святых Церкви нашей? Разве не счас­тье, что мы могли сегодня вечером собраться и ликовать вмес­те, одним сердцем, одной мыслью, одной торжествующей радос­тью о том, что наша русская земля принесла Богу такой плод? Он — один из нас, мы — плоть от его плоти, кость от костей его. Он наш, родной, и он нам показывает, что, мо­жет с человеком сделать любовь Божия, если человек ей отдаст­ся беззаветно; и что эта божественная любовь, охватившая че­ловека как пожар, может сделать вокруг себя. Господь всех нас зовет к тому же: так приобщиться к Его любви, так стать едиными с Ним, так раскрыться действию живоносного Духа, всесозидающего Господа, чтобы через нас и в нас то же самое случалось. Посмотрите, как дивны наши святые! Неужели нам не жалко и себя и других людей вокруг себя? Неужели мы не забудем себя по любви к Богу и по любви к другим? А если мы только захотим этого — и Господь пожаром любви нас заставит гореть так, чтобы и мы светили миру и согревали мир вокруг себя. Почитать святого, это не только значит о нем ликовать, это — вдохновиться его примером. Вот — вдохно­вимся сегодня. Посмотрим друг на друга новыми глазами, на тех, кто нам не дорог, кто нам безразличен, как будто чужд — и подумаем о том, что их любит Господь, и что нам Он поручил друг друга так любить, чтобы среди нас было Цар­ство Божие. Станем же, как говорит апостол, друг друга тяготы носить, и так исполним закон Христов. А если кто сомневается, что хватит силы, помните апостольские слова, как Господь ответил Павлу апостолу, который просил о силе: Довольно тебе благодати Моей: сила Моя в немощи совершается. И Павел продолжает, говоря: .. и потому буду радоваться только на мою немощь, потому что всё мне возможно о укрепляющем мя Господе Иисусе Христе. Аминь.

Опубликовано: «Проповеди, произнесенные в России». — М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2014.

Слушать аудиозапись: Память свт. Петра Московского. 5 сентября 1972 г. , смотреть видеозапись: нет