Митрополит Антоний Сурожский

Пасха

15 апреля 1990 г.
Тема: Церковные праздники   Место: Лондонский приход   Период: 1986-1990   Жанр: Проповедь

Христос воскресе! — Воистину воскресе!

Воплощением Своим, которое мы празднуем в день Рождества Христова, Бог вошел в мир. Он приобщился не только душевно, но и телесно нашему человечеству; Он стал человеком в полном смысле этого слова, однако, не приобщившись греху, не отпав от Бога. Вся полнота Божества обитала в Нем телесно. И Христос, Своим словом, Своим примером, и наконец, смертью Своей на кресте, нам открыл всю глубину, все величие Божественной любви. Мы можем теперь с уверенностью сказать, что мы действительно Богом любимы, ибо по Его слову, никто большей любви не может иметь, как тот, который свою жизнь полагает за своих друзей… А за друзей ли? Апостол Павел об­ращает наше внимание на то, что жизнь Свою Господь кладет не только за тех, кто отвечает любовью на любовь, которые при­слушиваются к Его слову, жизнь которых меняется Его примером, а ради тех, которые остаются Его гонителями, Его врагами: Прости им, Отче, они не знают, что творят!..

Да, такова любовь Божия! И не только любовь, но ответст­венность, которую Он берет за дар жизни, которую Он нам пода­рил, и за дар свободы, которую Он нам дал, и которая кажется нам порой такой тяжелой… А в день Воскресения Его одержана последняя победа. Он, став единым с нами, умер нашей смертью для того, чтобы мы жили вечной Его жизнью. Он нас призвал к жизни, и Он нас призвал к свободе, к новой жизни, и к новой свободе: такой, которую ничто не может ума­лить, к свободе, которая непобедима, потому что это — сво­бода детей Божиих, которые посланы в мир не на радость, а на то, чтобы быть вестниками Живого Бога. Мы должны нести весть о любви Бога к человеку, но и еще о чем-то другом, таком для нас важном. Ведь поймите: если Бог стал человеком, если Он жил, как мы, если Он умер за нас, значит. Бог так ценит человека, что мы для Него так много значим! Больше то­го: раз Бог мог стать человеком, это значит, что человек так глубок, что он способен соединиться с Богом, не переставая быть человеком, способен быть пронизанным Божеством, оставаясь человеком; и еще больше того: только тогда и делаясь настоящим человеком, Человеком в полном смысле это­го слова! Бог верит в нас, Бог на всё от нас надеется, Бог нас любит всей жизнью и всей смертью, и Он нас призвал так быть соединенным с Собой, чтобы по смелому, дерзно­венному слову апостола Петра, мы стали причастниками Божест­венной природы, богами по приобщению.

Но Он нас послал в мир с этой вестью к людям, которые не всегда ее захотят слышать, потому что величие — страшное призвание; достоинство покупается дорого! И вот нам, христиа­нам, велено идти в мир, как нас посылает Господь: как овец среди волков, для того, чтобы вместе с неверующими, с людьми, которые ни в Бога не верят, ни в человека не научились верить, строить град человеческий, который был бы одновре­менно градом Божиим, таким градом, первым гражданином которо­го мог бы быть Господь и Бог наш Иисус Христос! Разве не стоит жизнь свою положить для этого?! И сейчас, когда на просторах нашей Родины открываются новые возможности, не только верующие, но и неверующие могут соединиться, стать еди­ными, если не верой в Бога, то верой в человека. И мы, верую­щие, должны раскрыть перед всем неверующем миром величие человека, с тем, чтобы строился мир свободный, построенный на любви, на взаимном приятии, на готовности жизнь отдать друг за друга. Поэтому так значительны слова, которые напоследок мы слышали перед провозглашением послания святого Иоанна Златоустого: Радостью друг друга обымем! Назовем друг друга братьями, и всем простим всё Воскресением! Будем так жить, и Царство Божие приблизится и раскроется, и воссияет на земле!

Христос воскресе! — Воистину воскресе!

 

 

Опубликовано: «Накануне». 1995. № 4.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: