митрополит Антоний Сурожский

Подготовка к Великому Посту. Беседа 3. О Закхее

1971 г.

В прошлый раз я говорил о Закхее и о той страшной опасно­сти, которую представляет собой человекоугодничество, тщесла­вие, лицемерие, страх перед мнением людским, соединенный с безразличием к голосу собственной совести или Божьего суда. Я хочу к этому вернуться. Можно избыть этот страх перед людь­ми двумя только способами: или гордыней, или смирением. И вот о гордыне и о смирении мне хочется сказать несколько слов.

Гордыня заключается в том, чтобы так себя поставить внутренне, развить или допустить в себе такое отношение к другим людям, к их мнению, к их чувствам, к их суждениям, чтобы уже с ними не считаться. Есть рассказ о жизни св. Мака­рия Великого о том, как он посетил раз монастырь, и ему показали молодого монаха, который, несмотря на насмешки и презрение, всегда оставался тих и спокоен. Макарий был стар и опытен. Он не по­верил, что столь молодой человек мог дойти до такой степени духовной глубины и силы, он его спросил: «Как ты можешь оста­ваться таким равнодушным, когда ты окружен насмешками или людь­ми, которые тебя осуждают?» И тот презрительно усмехнулся и ска­зал: «Стану я обращать внимание на лающих псов!..» Вот человек, который избыл человеческий суд, но он стал пленником своей гордости, он ушел в совершенное одиночество, уже никто ему не мог помочь. Это — не путь человеческий. Это путь, который ка­жется свободой, а на самом деле является предельной плененностью.

Но есть другой путь: это путь смирения. Смирение не зак­лючается в том, чтобы постоянно о себе думать или говорить плохое. Оно заключается в том, чтобы о себе забыть, открыться суду собственной совести, суду Божию, и делать кротко, убежден­но то, что должно быть, каков бы ни был человеческий суд. Латинское слово, которое нам передает смысл смирения, в этом смысле очень интересно. Это слово, humilitas, происходящее от другого латинского слова — humus, которое значит «плодо­родная земля». Смирение — это состояние плодородной земли. А что мы знаем о земле? Земля — безмолвная, земля лежит под на­шими ногами, она всегда забытая; по ней мы ходим — и никогда не вспомним. Мы считаем, что она всегда должна быть тут, и даже благодарности ей не выражаем за это; она — забытая. И однако без неё нам не обойтись, она всегда тут. Она открыта всему; от­бросы мы кидаем на неё — и она их принимает и делается через них богатой; льется дождь — она его принимает, напитывается им; греет ее солнце — она снова богатеет, и когда сеется в неё се­мя, она приносит богатый плод. Вот смирение и то, что оно мо­жет дать. Для этого надо забыть суд, стать безразличным к тому, что по тебе ступают, не обращать внимания, сияет ли солнце и греет тебя, или льются на тебя навоз и отбросы — всё принимать, но принимать творчески, принимать так, чтобы всё сделать живым и животворным богатством. Об этом тоже нас учит притча о Закхее: онпреодолел тщеславие, преодолел обращенность на человеческий суд, и благодаря этому достиг того смирения пе­ред судом совести и Бога, которое как плодородную землю откры­ло его к воздействию Божию. Он стал живым человеком, спо­собным жить самостоятельно под Божиим водительством. Аминь.

Слушать аудиозапись: Подготовка к Великому Посту. Беседа 3. О Закхее. 1971 г. , смотреть видеозапись: нет