митрополит Антоний Сурожский

После Преображения

23 августа 1981 г.
Тема: Церковные праздники   Место: Лондонский приход   Период: 1981-1985   Жанр: Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Бывают в духовной жизни, но даже и в самых простых момен­тах человеческой жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них ос­тановились и чтобы никогда ничего другого не случалось. Это произошло с апостолами, которых Христос с Собой взял на гору Преображения. Это выразил апостол Петр, когда сказал: Господи! Нам здесь хорошо! Построим три кущи — Тебе одну, Моисею одну, одну Илии, и останемся здесь, осиянные этим невещественным, Божественным светом, окутанные этим дивным покоем… Ни Петр, ни другие апостолы не заметили того, что потом они сами поведали другим: что Христос преобразился, — т.е. явился в сиянии вечной славы — в момент, когда Моисей и Илия говорили с Ним о гряду­щем Его восходе в Иерусалим и распятии.

Здесь, как в стольких местах Нового Завета, мы видим, что, как и мы, апостолы способны уловить светлое, дивное, и так часто пройти мимо того, чего Христу это стоит. Святой Серафим Саровский, говоря с одним из своих посетителей, сказал ему: Проси у Бога именем Христа то, что тебе нужно, но помни: ка­кой ценой Христос получил власть тебе это даровать… И этим он хотел сказать: Не проси ни о чем, что недостойно Божией крестной любви, смерти, распятия Спасителя Христа…

Как и апостолам, в моменты самые светлые, нам хотелось бы, чтобы время остановилось и чтобы нам пребыть навсегда — в чем? — в забытье! Чтобы нам навсегда забыть, что в нашей жизни и в жизни других людей порой происходит страшное; что бывает одиночество, бывает болезнь, бывает страх, бывают ужасы всякого рода; хотелось бы войти в этот дивный покой преображенного мира, которого мы все ожидаем, но который еще не явлен, еще не стал действительностью, в который мы должны верить, который мы порой имеем возможность пережить с большой, преображающей  нас глубиной; но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир это сияние преображения.

Когда Моисей на Синайской горе стоял перед Богом, озарен­ный Божией славой, он так приобщился к ней, что когда он спус­тился с горы, люди не могли вынести сияние его лица. Вот, ка­кими мы должны бы быть, когда переживём земное или небесное чудо, чудо преображения. И то, что случилось с апостолами, то, что случилось с Моисеем, должно случиться и с нами: ни Моисей не остался на горе Синайской в видении Божием, говоря с Богом, как друг говорит с другом; ни апостолам не было дано остаться на этой дивной горе Преображения; Христос им сказал: Пойдем от­сюда…

И пришли они в долину, на равнину палестинскую, и застали там то, о чем мы слышали сегодня: неизбывное горе отца, родите­лей, друзей, что неисцельная болезнь поразила ребенка, и еще, может быть, более скорбный ужас о том, что и ученики Христовы, к которым обращался отец, ничем не смогли помочь — помог толь­ко Христос. Помог Он тем, что исцелил ребенка; но когда ученики спросили Его — Почему мы не могли этого сделать? — Он им сказал: Этот род изгоняется только молитвой и постом…

И вот нам дается, по временам, это переживание преображен­ного мира, переживание чего-то дивного, Божественного, вошедшего в жизнь; и, пережив это, мы должны это сохранить, как самое дра­гоценное, и войти в мир для того, чтобы этим поделиться. А по­делиться этим мы сможем, только если мы возьмем на себя подвиг поста и молитвы: не только вещественного, физического поста, но воздержания от всего, что центром своим имеет нас самих, воздержания от всякого себялюбия, всякого эгоизма, всякой жадности душевной или духовной, а не только телесной, от желания всякого обладания… И это мы можем осуществить, только если мы будем молиться; и опять: не только произносить молитвенные слова, не только себя как бы заставлять войти в мысль и дух святых, но всеми силами стремиться к тому, чтобы в тусклом, темном, осиротелом мире оставаться в общении с живым Богом, Который есть свет, радость и жизнь.

Подумаем о Преображении; подумаем о нашем опыте пре­ображенного мира, о тех мгновениях или периодах, когда всё внут­ри и вокруг нас было озарено действительно Божественным светом; и с этим светом пойдем к каждому человеку, во все обстоятельства жизни, и принесем туда свет Христов. Аминь.

Опубликовано: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа…» – М.: «Гранат», 2014.

Слушать аудиозапись: нет , смотреть видеозапись: нет