Митрополит Антоний Сурожский

Преподобный Иоанникий Великий

17 ноября 1985 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Не напрасно Бог открывает нам святость и величие некоторых подвижников духа; множество других, вероятно, неизвестных нам, покоятся в славе Божией; но о некоторых нам открыто для того, чтобы мы чему-то научились от них. Сегодня Церковь вспоминает святого, чье имя, возможно, мало кто из нас знает: преподобный Иоанникий Великий. И я хочу остановиться на одной из сторон его жизни, которая была для него решающей и от которой, я думаю, мы можем научиться.

Он жил в 8-м веке; родился он в Вифинии и был воином. А потом, оставив службу, вернулся в родную деревню. Это был чело­век простой, неграмотный, не имевший никакого, по нашим поняти­ям, образования. Он ходил в церковь, слушал чтение, воспринимал, что мог; до того дня, когда он услышал одно слово из Послания апостола Павла; это слово ударило его в душу и открыло для не­го совершенный смысл жизни. Это слово было: «Непрестанно моли­тесь».

Он вышел из храма и никогда больше не вернулся в свою хи­жину, но ушел на гору Олимп, которая была неподалеку, и решил, что слово, услышанное им — не слухом только, а всем его сущест­вом — Божий призыв, и что если Бог зовет, то Он даст и силы, и разум, и помощь. Он знал только одну молитву: «Отче наш.» И вот он начал произносить эту молитву, медленно, внимательно, доводя до глубины сердца каждое прошение этой молитвы, каждое ее слово, делаясь единым, насколько умел, со своей молитвой. И пока длился день, дела шли хорошо; к трудностям жизни он при­вык смолоду; он собирал ягоды, ел, что можно было, молился. А затем наступила ночь; ночь, полная мрака, страхов, непривычных звуков в зарослях вокруг него…

Годы спустя он встретил другого подвижника; к тому време­ни он вырос в полную свою меру; он стал человеком молитвы; он был весь молитвой, как огненный светоч перед лицом Божиим. И подвижник спросил его: «Скажи, отче, кто научил тебя так молить­ся? — и он посмотрел на него и сказал — Я дам тебе ответ, пото­му что, думаю, ты поймешь: непрестанной молитве меня научили бесы…» И дальше он рассказал, что после первого дня, когда настала ночь и на него напал страх, он почувствовал себя беско­нечно беспомощным и беззащитным. Он сидел, окруженный неведомой опасностью, полный страха, и даже не мог читать молитву Господ­ню; он только мог сказать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня!» и так он взывал всю ночь, от страха. И когда наступил день, и он стал бродить, он знал, что повсюду вокруг таится опасность. Собирая ягоды, он знал, что в этих самых кус­тах прячутся звери, которых он слышал ночью. И так он продолжал, пробирался в кустах, пробирался в лесу, осматривался, стара­ясь найти защиту и помощь в этом крике: «Господи, Иисусе Христе! Сыне Божий! Помилуй, меня!..» И снова наступила ночь, и он кричал всё настойчивее; и так он кричал изо дня в день и из ночи в ночь.

Очень скоро он обнаружил, что может справиться со страхом окружающей его физической опасности; но тогда возникли другие опасности. Он стал видеть зло, которое таилось в его собствен­ном сердце, разделенность ума, колебание воли, требования пло­ти — всё, что родится изнутри. И когда он начал бороться, он обнаружил, что темные, злые силы используют всякую слабость, всякий недостаток в нем, чтобы разрушить его изнутри. И Иоанникий продолжал взывать к Богу теми же словами, пока однажды наконец не наступил мир. Вот почему, — сказал он, — бесы, зло, которое качествовало в нем самом, и страхи, которые окружали его извне, научили его молиться непрестанно: не усилием воли, а по неизбывной нужде он кричал всем своим существом о защите, а потом и о спасении.

Мы можем спросить себя: почему у нас нет такого побужде­ния? Отчасти, потому что мы не окружены опасностью; вокруг нет ничего, что заставило бы нас кричать о защите от таких вещей, с которыми нам не справиться; мы не чувствуем себя беспомощны­ми, — мы чувствуем себя крепкими, мы чувствуем себя в безопас­ности, мы чувствуем себя защищенными.

Но есть и другая причина: мы так нечутки к опасности, которая таится в нас самих, мы так нечутки к недостаткам и раз­рушительному злу внутри нас. Вспоминается один духовный писа­тель, который говорит об этой борьбе со страстями, со злом; однажды он был спрошен учеником: «Почему я ничего этого не вижу? Я не чувствую, чтобы зло ополчалось на меня, чтобы меня пресле­довали искушения, — в чем разница между святыми и нами?..» И духовник ответил: «Злу нет нужды преследовать тебя; ты сам гонишься за всем, что возбуждает, пробуждает страсти в тебе: зачем злу ополчаться на тебя, когда ты только и ищешь случая послужить ему?»

Задумаемся немного об этом: и о святом Иоанникии и об этих словах. Почему мы так спокойны? Материально это легко по­нять, но духовно? Потому ли, что мы никогда не противимся вра­гу, никогда не вступаем в смертный бой против какого бы то ни было зла, живущего внутри нас? Оттого ли, что мы вообра­жаем, будто зло — это только боль, страдание и горе вокруг нас, от которых мы защищены?

Подумаем об этом, потому что наше христианское призвание — быть воинами, поражать зло внутри наших сердец и водворить Христа Царем нашей жизни. Царство Божие внутри нас начинается. Пока мы в плену у любых побуждений, влекущих нас во все стороны — зачем злу открывать свое собственное лицо, обнаруживать свое присутствие? Только если мы возьмем на себя подвиг добрый с тем, чтобы всё свое существо подчинить святости, чтобы тело на­ше, наша душа, наш ум, всё в нас было как бы продолжением присутствия Христова, местом вселения Святого Духа, чтобы нам стать участниками Божьего делания и Божьей жизни, — тогда толь­ко начнется для нас эта борьба. Но в этой борьбе мы должны пом­нить слова Христа: «Не бойся! Я победил мир…» Мы можем победить, потому что Крест свидетельствует не только о человеческой ненависти к Богу, он также свидетельствует о Божией по­беде через любовь, которая может превозмочь страдание, отвер­жение и самую смерть.

Аминь.

 

Опубликовано: Школа молитвы. – М.: Медленные книги, 2019

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: