Митрополит Антоний Сурожский

Проповедь митрополита Антония на Послание. «Разве разделился Христос»

Сентябрь 1991 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

В сегодняшнем послании мы слышим слова, которые должны бы дойти очень глубоко до нашего сознания: разве разделился Христос, разве мы ученики того или иного наставника? Спаситель нам Сам сказал: «Нет у вас отца, кроме Небесного, нет у вас учителя, кроме Меня.» И вот в мире, в котором мы живем, мы должны над этим особенно задуматься.

Разве разделился Христос? Мы разделены на различные исповедания, но на какой-то глубине мы едины постольку, поскольку мы веруем во Христа, но только при условии, что вера наша не в словах заключается, а во всей нашей жизни. Что не только мы устами исповедуем Бога, но что мы Его исповедуем каждоминутными нашими поступками. Мы поем на каждой литургией Символ Веры, положено его читать каждое утро верующему православному христианину. Но о чем же он говорит этот Символ веры? Он говорит только о том, что Бог наш есть Бог любви и любви крестной, любви жертвенной. Бог создал мир не в силе, не для того, чтобы над ним властвовать, Он его создал как дар любви, и дар, который Он предлагает миру — это Себя самого и божественную жизнь, потому что мы все призваны стать причастниками жизни Божественной.

И когда человек пал, Бог стал человеком, разделил с нами не только тварность нашу, но все страшные трагические условия мира после грехопадения, мира, изуродованного человеческим грехом, человеческой жадностью, всем тем, что делает нас недостойными нашего человеческого звания и звания сынов Божиих по призванию. И Дух Святой сошел на нас, грешных, неочищенных, не обновлённых для того, чтобы в нас быть силой жизни, вечностью, которая проливается, и опять-таки, это крестный путь Божий.

Поэтому, когда мы произносим Символ веры, если мы не примирились с Самим Богом, со своей совестью, со своим ближним, с окружающим нас миром — мы лжем, мы не произносим, не провозглашаем веры нашей, а только веру тех, которые были достойны крестной смерти и любви Божией.

И поэтому мы должны задуматься над тем, что значат эти слова: «Разве разделился Христос?» Нет, Он не разделился, Он неизменно Тот же —  Спаситель Распятый и носящий до конца времен язвы гвоздей на руках и на ногах Своих, пока мир весь не освятился, пока чада Божие, пока мы не стали Божьими детьми.

Страшный образ этого мы видим в Божественной литургии, когда священник приготавливает Агнца, от которого каждый из нас будет причащаться. Он его нарезает крестообразно и говорит: «Режется Агнец Божий, раздробляемый, но неразделяемый, всегда едомый и никогда не (?). Да, это образ Церкви Христовой, которая крестно, мучительно разделена в себе самой, и, однако, которая является единственным чудесным Телом Христовым. Да, ложные учения, да, непонимание, да, жизнь, недостойная нашего призвания, делает нас причастниками, участниками этого распятия Христова. А Христос остается целым, остается тем же нашим Спасителем. Поэтому как мы должны относиться к своей ответственности, если мы только притязаем на имя православных христиан, т.е. людей, провозглашающих и опытно знающих истину о Боге, истину о жизни, истину о мире, но вместе с этим живущим согласно с нашим познанием. Если мы не живем этим познанием, то наши слова обращаются против нас, потому что Христос сказал: «От слов своих оправдишься, но и от слов своих осудишься».

Поэтому как благоговейно должны мы относиться ко всем, которые лишены православия, т.е. полноты ведения и о Боге, и о путях Его, и о Церкви, и о мире, и о жизни, и которые, однако больше нас с тобой, с большей верностью, с большей цельностью остаются верными евангельскому учению, являются как бы воплощением слова Божия, каким мы часто не являемся, несмотря на то, что нам дано столько знать. Будем поэтому с одной стороны, осторожно, строго относиться к нашей вере, относиться к тому, что ты провозглашаем, потому что каждое слово наше есть ответственное слово, мы за него ответим перед Богом, что столько знали — так мало творили. И с другой стороны, будем вглядываться в жизнь окружающих нас людей, которые отпали от православия, от цельности его, но вместе с этим, которые порой живут более полной жизнью во Христе, чем мы, потому что они порой не все (?), порой живут изо всех сил, тогда как мы живем только слегка.

Запомним эти слова: «Не разделся Христос», Он неразделим на какой-то глубине. Будем же мы достойны того Христа, Который на Себя взял Крест для спасения не только нас, но всего мира, обновления всей твари, ведущего нас к тому времени, когда по слову апостола Павла, «Бог будем всем во всех».

Аминь.

Слушать аудиозапись: , смотреть видеозапись: